Фоторепортаж об акции стихирян "Подарить мечту". Часть 32-я***

Мне Мечта заветная стала - не запретною...
Это путешествие,
Шторм и происшествие...
Навсегда запомнится - будет сниться мне.
Песня задушевная,
Мамы речь волшебная
Тоже не забудется - явится во сне...

Та забота нежная
Не даёт по-прежнему,
Хоть одно мгновение, сердцу отдохнуть.
Пусть плывёт бутылочка
С письмецом-записочкой.
И таким же сладостным будет её путь...

Мне Мечта заветная
Стала не запретною...
Неужели Счастие заслужил я, Бог?!
Чем же я особенный?
Слог в стихах бесформенный.
Правда, - я озлобиться на судьбу не смог.

А зачем же гневаться
Нам на стерву-девицу
И в минуты адские локотки кусать?
Неотступно следовать
К Цели, и не сетовать.
И путей к своей Мечте лёгких не искать...

Знайте: путешествие,
Шторм и происшествие...
Навсегда запомнится - явится во сне.
Мамы речь душевная,
Песня та волшебная
Тоже не забудется - будет сниться мне...

Продолжение следует. Начало: фоторепортажи 1-31

Чтобы облегчить нам посадку на катер, работники базы отдыха "Западная", приютившей Стаса и К во время посещения о.Попова, предоставили нашей группе микроавтобус, доставивший нас прям к трапу катера. Благодаря этому, мне удалось войти на катер одному из первых и занести Станислава без особых трудностей. Затем, пока Стас ждал нас в пассажирском салоне, мы погрузили и весь свой багаж, включая коляску нашего героя. Нам было жаль покидать гостеприимный остров с его замечательными жителями. Ни на минуту ни у кого из нас не возникало и тени разочарования поездкой. Реальность и вправду оказалась достойной мечты Станислава...
Катер вошел в пролив Старка, разделяющий острова Русский и Попова, и пассажиры ощутили на себе качку, все более усиливающуюся по мере приближения катера к выходу из пролива.
Именно здесь, в проливе Старка, Марина Игорева осуществила наш замысел с запечатанными в бутылку распечатками стихов Станислава Михайленко. Возможно эта бутылка, отданная Мариной волнам пролива, попадет в чьи-то руки, и тот, кто её найдет сообщит Стасу о своей находке... Так родилась еще одна мечта...

На снимках: Покидать место своей мечты тяжело, особенно, если это остров Попова(слева вверху);
Катер режет волну держа курс на Русский остров (справа вверху);
Не доходя до острова Русский, катер свернул в пролив Старка (слева внизу);
Пролив Старка (справа внизу).
19 августа 2008 г. (фото от 31 июля 2008г.)
Фото И.Хоменко

Остров Попова расположен к юго-западу от острова Русский. Острова Русский и Попова разделяет пролив Старка, ширина которого 200 метров, глубины 4-5 метров. Остров Попова достаточно большой, его площадь составляет 1081 га. К югу от острова Попова лежит остров Рейнеке. Высшая точка острова – гора Попова – достигает высоты 158 метров. Ландшафт острова очень разнообразен: прибрежные скалы и подтопленные луга, холмы и возвышенности, изрезанная береговая линия.
К востоку от острова Попова лежат необитаемые острова Клыкова, Наумова и остров Малый.

История

Остров Попова получил свое имя в честь адмирала Попова Андрея Александровича, флотоводца и строителя первых миноносцев, командующего отрядавоенных кораблей на Тихом океане в 1858-1861 году, гначальника эскадры в 1862-1864 годах.
В конце XIX – начале XX веков на острове Попова был населен китайцами, населения на острове было немного – зимнего жилья здесь не было. В период Февральской революции 1905-1907 гг. остров был местом изоляции недовольных политикой и государственным устройством военных, что-то вроде дисциплинарного батальона.

Первый крабоконсервный завод появился на острове Попова после окончания Гражданской войны. Численность работников составляла 200 человек. Вместе с русскими нередко трудились рыбаки корейцы и китайцы. Работа на заводе была сезонной - работников завозили весной (март – май) и осенью (октябрь-ноябрь) на сезон лова. Постоянного населения на острове не было. Краба за сезон вылавливали порядка 300 тыс. штук.

В 1926 году Русское Географическое общество открыло на острове зоологический питомник.Цель питомника – разведение норки, голубых песцов, серебристо-черных лисиц и пятнистых оленей. Планы предусматривали также открытые зоопарка во Владивостоке.

В 1927 году на острове Попова стали вести промышленный промысел и береговую обработку рыбы. Зверосовхоз «Островной» и Рыбозавод в 1970-1980-х годах были главными предприятиями острова. Также в 1970-е годы на острове разместились научные подразделения Тихоокеанского института научно-промысловой разведки (ТИНРО), Морского заповедника (ДГМЗ), Института океанологии ДВО РАН. В настоящее время на острове размещена станция Института океанологии ДВО РАН и Музей природы Морского заповедника.

Природа

Остров Попова покрыт лесом, в основном лиственным. Все южное побережье острова занимает большая бухта Пограничная, лучшее место для отдыха.

Живой мир острова очень богат, особенно мир моря. На побережье острова обитают тюлени-ларга, вблизи острова встречаются киты и дельфины, 278 видов рыб. Кроме рыбы, в водах 7вблизи острова обитают приморский гребешок и гигантские мидии Грея, осьминоги и устрицы, дальневосточный трепанг, краб и морские ежи, кукумария и морские звезды, мидии и устрицы, модиолусы и и асцидии; всего около 2 тысяч видов морских организмов.

Богатый живой мир делает остров привлекательным для погружений, фотографии и киносъемки. На глубинах 15-30 м в этих местах обитают осьминоги, которые обычно прячутся в убежищах под валунами, в трещинах скал. Это районы мыса Марковского и Птичьего, где неприступные скалы почти отвесно уходят под воду на глубину до 17 метров.

Великолепен подводный мир близ островов Клыкова и Наумова и Малый. Бухта Пограничная богата гребешком и ламинарией, камбалой, встречаются трепанг и мидии. В проливе Старка, в зарослях зоостер, обитает травяной чилим - крупная креветка.

Памятники природы острова Попова:
Бухта Алексеева
Бухта Пограничная
Мыс Дараганда
Мыс Ликандера
Популяция бескильницы
Гранодиоритовая глыба
Камчатский рябчик
Мыс Ликандера

В южной части острова, на полуострове Ликандера создан островной ботанический сад редких растений, произрастающих на островах залива Петра Великого. Площадь естественного Ботанического осада более 200 га, цель – охрана растительности островов и побережья Японского моря.

Отдых

Остров Попова – прекрасное место отдыха.
Основные места отдыха: бухты Алексеева и бухта Пограничная, пролив Старка. Бухта Алексеева хорошо закрыта от ветров. Белый песчаный пляж бухты Пограничной тянется почти на 2 километра, здесь открываются морские пейзажи на залив Петра Великого и расположенные вблизи острова.

Лучшее время отдыха на острове – июль-сентябрь.
Купание и погружения, отдых пляжный и экскурсионный, морские прогулки, наблюдения за природой, фотосъемка. Побережье острова Попова – одно из лучших мест для дайвинга.

С материком остров Попова связывают регулярные рейсы парома.

Адмирал Георгий Карлович Старк, прошедший все войны начала двадцатого века - Русско-японскую, Первую мировую и Гражданскую - стал последним российским моряком, ушедшим в плавание под бело-голубым Андреевским флагом. Он спустил его лишь в 1923 году - на Филиппинах, куда, не желая служить стране под названием СССР, увел остатки Сибирской флотилии, пишет "Российская газета" .

Владивосток - пролив Старка. ФЛОТИЛИЯ

Караван - тридцать военных кораблей - выходил из Владивостока утром 25 октября 1922 года. Флот покидал родную гавань с дерзостью необыкновенной - буквально на глазах только что вошедших в столицу Приморья отрядов НРА (Народно-революционной армии).

Корабли Сибирской флотилии на рейде корейского порта Гензан. 1922 год. Фото: из книги Ю.К.Старка "Последний оплот"

"Красные вступили в город, ...но не имели никаких двигающихся плавучих средств для преследования нас", - с чувством глубокого удовлетворения отмечал позже адмирал в своем "Отчете о деятельности Сибирской флотилии".

Главным врагом были не красные, а осень и "свежая погода", убийственная для каботажных (малые ледоколы, пароходы, транспорты, канонерки, катера, баржи) и к тому же перегруженных судов. Родину покидали около десяти тысяч человек - военные моряки, батальон морских стрелков, морская десантная рота, чины Морского ведомства, сухопутные воинские части, в том числе казаки, члены семей военнослужащих, Омский и Хабаровский кадетские корпуса, беженцы...

Флотилия сразу попала в такую зыбь, что рвались буксирные тросы. Одну из оторвавшихся барж, груженую снарядами и прочим боезапасом, пришлось (не оставлять же Советам) взорвать. Родные края покидали "с музыкой".

Впереди простирались две тысячи миль открытого моря (около четырех тысяч километров). Корабли, "почти лишенные всяких морских качеств". Скученность. Перегруз. Неясный статус флотилии (ее государства уже не существовало)...

Похоже, командующий Сибирской флотилией, никогда ранее - ни в бою, ни в тылу - не терявший хладнокровия, впервые испытывал смятение чувств. "Положение складывалось безвыходное", "переход... чрезвычайно опасен, почти невыполним", "будущее в полнейшем мраке", - так напишет о начале беспримерного плавания адмирал (цитирую по книге Ю.К. Старк, "Последний оплот", Русско-Балтийский информационный Центр "Блиц", Санкт-Петербург, 2015).

Но до воспоминаний надо будет еще дожить.

Адмирал Георгий Карлович Старк. Фото: из книги Ю.К. Старка "Последний оплот"

Пролив Старка - Гензан. ИСХОД

Миновали остров Русский. Оставили за бортом пролив Старка - родного дядьки, адмирала

Оскара Старка, участника Русско-японской вой-ны, командующего флотом Тихого океана. От него племянник навек заразился "морской болезнью"...

До Гензана (Корея) "крались" вдоль побережья. Где-то позади остался самый южный приморский порт Посьет. Точка невозврата. Именно отсюда уходили в Китай конным и пешим (или, по-военному, грунтовым) порядком остатки белогвардейской Земской рати и ее воевода, последний белый Правитель Приамурского края генерал М.К. Дитерихс.

Уходили в никуда, в беду и нужду. Сдавали оружие, попадали в лагеря (считай, концлагеря). Хоронили умерших - в китайском приграничье то здесь то там возникали целые русские кладбища...

О чем думал, стоя на мостике, контр-адмирал Георгий Карлович Старк? Наверняка терзала мысль: ну что за доля такая - терпеть поражения и отступать? Двумя годами ранее сдали красным Омск, а Старк, отходя с частями Каппеля (Великий Сибирский ледяной поход), заболел сыпным тифом. И если бы не оказия - санпоезд, куда его уложили и отправили сперва в Читу, а оттуда в Харбин, наверняка бы погиб.

Дитерихс работал в Харбине башмачником. Старк - десятником на стройке. Сиротство, душевная смута... А тут гонцы взывают к воинскому долгу, убеждают вступить в "последний решительный бой", отвоевать Приморье, спасти Россию от красной чумы.

И, конечно, оба устремились назад, в пока еще белогвардейский край.

За считаные месяцы до разгрома Белой армии и окончательной победы советской власти.

Правильное ли было решение?

А еще не дает ни сна, ни покоя вопрос, верно ли поступил, когда в 1918-м оставил в голодном, холодном Петрограде жену с двумя малыми детьми на руках и, переодевшись солдатом, устремился на юг России, где формировалась армия Колчака...

А куда ему, Георгию Старку, было еще податься? Они знали друг друга со времен службы на Балтике. Вместе воевали в Первую мировую, вместе дрались с немецкой эскадрой у Моонзунда...

Случалось, "воевали" друг с другом. Придет время, Старк напишет в своих мемуарах, что Колчак порой излишне командирствовал, даже орал на подчиненных. И вспомнит случай, как однажды в 1916-м он, защищая матроса, так "схлестнулся" со своим взрывным командиром, что в конце разговора оба почти кричали друг на друга...

Казалось, конец карьере. Но нет, репрессий не последовало. Более того, спустя два дня Колчак честно сказал младшему по званию, что был неправ. "Я искренне поблагодарил его, - пишет Старк. - После этого признания я бы пошел за ним куда угодно..."

Так оно и случилось.

Гензан - Фузан. СТОЯНКА

На переходе в Гензан (360 миль) флотилия владивостокских беженцев без конца штормовала. Утонули два катера, "Усердный" и "Ретвизанчик". К счастью, они шли на буксирах, пустыми, и никто не погиб.

"Положение кораблей, переполненных пассажирами, часто было на грани гибели. То, что эта армада дошла благополучно до Кореи, может считаться морским чудом", - писал один из участников похода.

В Гензане хозяйничали японцы. А на кораблях флотилии - мороз, теснота, голод и холод. Чтобы избежать смертей, эпидемий и общего "неописуемого бедствия", Старк, как ни препятствовали японские власти, добился разрешения на высадку гражданских лиц. Холодные бараки, минимум продовольствия - вот и все, что ожидало наших на берегу. Но это было лучше, чем гибельные "морские приключения".

В Гензане остались и вывезенные Старком из Приморья воинские и казачьи части генералов Глебова и Лебедева. И там же осталась последняя надежда на реванш - Георгия Карловича не покидала шальная мысль повернуть на Камчатку, где у власти все еще находился ставленник белых. Он ведь не собирался и Приморье сдавать красным. Разработал план обороны Владивостока с целью "закрепиться и перейти в наступление".

Но Дитерихс план отменил - Старк был вынужден подчиниться.

В Гензане он подчинился суровой реальности. Камчатка уже под Советами, заграница не поможет, силы бороться исчерпаны. Реванш невозможен.

Значит, курс на корейский порт Фузан (ныне Пусан).

С женой Елизаветой Владимировной. Фото: из книги Ю.К. Старка "Последний оплот"

Фузан - Цусима. "АВРОРА"

В Фузане к Старку пожаловал старый знакомый - бывший сослуживец по Минной дивизии В.А. Белли. Выяснилось, что теперь он служит у красных и прибыл в Корею с секретной миссией - убедить Старка вместе с флотилией и экипажами вернуться во Владивосток. В обмен советская власть гарантировала адмиралу амнистию, воссоединение с семьей и щедрое вознаграждение.

Адмирал "с негодованием отверг гнусное предложение" (так - в его "Отчете") и посоветовал бывшему сослуживцу "во избежание плохих для него лично последствий" покинуть и номер в гостинице, и город Фузан.

Разразился международный скандал. Советское правительство опубликовало в газетах "Предписание адмиралу Старку вернуть до 1 января 1923 года суда, выведенные из Владивостока". Под Постановлением Президиума ВЦИК - "возвратиться в российские воды и добровольно сдать Советскому правительству военные суда, военное и прочее имущество, принадлежащее РСФСР..." - подписи Калинина и Енукидзе.

Но "угнанная" Старком флотилия, подлатав бока и забункеровавшись очередной партией угля, уже шла дальше, прижимаясь к берегам, спасаясь от осенних штормов. Где-то за кормой, чуть восточнее заданного курса, остался остров Цусима. И одноименный пролив. Здесь в 1905 году старший минный офицер, лейтенант Георгий Старк нес службу на новеньком крейсере "Аврора", прибывшем в составе эскадры на Дальний Восток из Либавы (сегодня - Лиепая). Как напишет адмирал в своих мемуарах, "ночь перед боем я стоял "собаку" (так моряки называют самую тяжкую вахту с 12 до 4 часов ночи. - Авт.). Утром проснулся - на пересечку нашему курсу идут японские корабли. Услышал, как летит снаряд, и в шуме его полета слышится: "Подарочек русским".

В том смертном бою пали смертью храбрых командир "Авроры" Е.Р. Егорьев и восемнадцать матросов. Крейсер, пробитый противником в решето, чудом не затонул, экипаж был поголовно изранен. Кормовой флаг "Авроры" шесть раз сбивало осколками, но, оставшись в экипаже за старшего офицера, лейтенант Старк, сам дважды раненый, командовал: "На флаг! Флаг поднять!", и бело-голубое полотнище под ливневым перекрестным огнем возвращалось на место.

Свои многочисленные раны "Аврора" и ее едва живая команда "зализывали" в... Маниле (вот еще когда Георгий Старк проложил дорогу на Филиппины). Потом был обратный переход на Балтику, капремонт, чествование вернувшихся с бесславной войны, ордена за храбрость и мужество, приемы и смотры с участием двора и Государя Императора...

И разве не дурной сон, что его родная "Аврора", которой отдал почти десять лет службы, его боевой корабль, "обладающий образцовым порядком и хорошими традициями", стал символом крушения империи?..

Последний белый Правитель Приамурского края генерал Михаил Константинович Дитерихс. Фото: из книги Ю.К. Старка "Последний оплот"

Цусима - Шанхай. БУНТ

За двести миль от Шанхая флотилия попала в шторм, который Старк в своем "Отчете" назовет роковым. Моряки тщетно старались погасить страсти. Слезы, истерика, паника... Одна из дам, пассажирка канонерской лодки "Илья Муромец", пыталась застрелиться, но у нее вовремя отобрали револьвер. Волны поглотили крейсер "Лейтенант Дыдымов" и всех, кто был на борту - команду, пассажиров, мальчиков-кадетов...

В Шанхае многие до смерти напуганные беженцы сошли на берег, что называется, "с вещами". А флотилия и ее командующий остались один на один с реальностью. Читаешь бесстрастный "Отчет" Старка и понимаешь: стоянка в Шанхае стала для флотилии испытанием не меньшим, чем шторм. Им отказали во всем - в ремонте, в угле, продовольствии, пресной воде (приходилось черпать прямо из желтой реки Янцзы, чего не делал в Шанхае ни один корабль ни до флотилии Старка, ни после). Касса эскадры была пуста. Все, что в ней оставалось, - 15 долларов. "Гибельное положение", - читаем в "Отчете".

Остается лишь удивляться дипломатическим и предпринимательским способностям адмирала Георгия Старка, сумевшего отремонтировать корабли и выручить средства для необходимого снабжения (сделка по продаже вооружения и нескольких судов далась командующему очень непросто, но это было спасение).

Но что "имущество"! Навсегда уходили люди - бравые русские моряки, преданные, казалось, своему Адмиралу (именно так, с большой буквы, они и будут потом писать про Старка в своих мемуарах). Уходили - к кому? Как и "Аврора" - к красным. Впрочем, месяц стоянки, нужда, "рутина якорной службы" разлагали беженцев не хуже, чем большевистская агитация. Уныние, растерянность, общий упадок, "попытки продавать китайцам-шампунщикам казенные винтовки и револьверы..."

Накануне выхода из Шанхая командиры нескольких кораблей, опасаясь долгого и опасного перехода на Филиппины, заговорили о смене курса на Гонконг. "Я не мог позволить дивизиону идти в Гонконг или вернуться в Шанхай, так как отлично знал, - пишет Старк, - что вся надежда на спасение людей заключалась в... достижении владений Соединенных Штатов (Филиппины были тогда колонией США. - Авт.). Мне пришлось прекратить всякие обсуждения и коротко приказать всем немедленно готовиться к дальнейшему переходу..."

За сутки до выхода капитан 2 ранга М. Коренев заявлявил, что его корабль к походу не готов. И тогда, чтобы подбодрить экипаж, адмирал вместе со штабом флотилии пересаживается на "Диомид", "самый скверный корабль", способный к передвижению только на буксире - его прицепили к спасателю "Свирь". Туда же, на "Диомид", Старк переносит свой флаг.

Это был Поступок. "Пример неустрашимости", как напишут в мемуарах бывшие подчиненные адмирала. А еще - единственный выход из конфликта.

И - из Шанхая.

Шанхай - Формоза. ШТОРМ

Близ острова Формоза (ныне Тайвань), при проходе кораблей узким проливом, в шторм, в опасной близости к малым островам, мелям и рифам случилось страшное. В "Отчете" адмирала Старка эпизод описан как "Посадка 3-го дивизиона на мель". Два корабля - "Фарватер" и "Парис" - чудом спаслись. Третий - тральщик "Аякс", тщетно пытаясь соскользнуть с тверди на свободную воду, был завален на бок волной и окончательно залит.

Находившиеся на борту 23 человека попали в ад. Вот как описал это один из спасшихся, гардемарин Иванов (цитирую по книге Н.А. Кузнецова "Русский флот на чужбине):

"На палубе оставаться было невозможно, и все стремились кто куда мог. Облепили мачты, рубку, а некоторые устроились в трубе. ... Гардемарин Ш. с И. опустили труб-бакштаги в трубу, перевязали их в нескольких местах так, что получили нечто похожее на шторм-трап, и разместились там как курьи... Результатом этих холодных и голодных суток было еще то, что мы лишились друзей. Они гибли самым ужасным образом, на наших глазах. Гардемарин П. упал с грот-мачты и разбил голову о кают-компанию, гардемарин Б. упал со стеньги фок-мачты на лебедку, гардемарина П. сорвало с вант фок-мачты и перекинуло через полубак, гардемарин Б. сорвался с самодельного сиденья (в трубе) и утонул в огненном ящике котла. Мне приходилось делать цирковые трюки, прежде чем я смог добраться до трубы с грот-мачты, где оставаться не было никакой возможности - мы адски замерзли..."

Утром, когда к месту катастрофы подошло посыльное судно "Фарватер", в живых оставались семеро - двое верхом на фок-мачте и пятеро на воде, внутри трубы, все еще державшейся на плаву. Волна была такой, что корабль и шлюпки не могли приблизиться к терпящим бедствие, и тем пришлось добираться вплавь.

Заметка в "Известиях" от 6 февраля 1923 года о прибытии эскадры Старка на Филиппины. Фото: из книги Ю.К. Старка "Последний оплот"

"Фарватер" подобрал людей и ушел. А к вечеру снова вернулся - на фок-мачте уже около суток ждал своих спасителей мичман Б.Е. Петренко. Он был командиром "Аякса" и покинул его последним.

Вскоре командующий Старк узнает из донесения Петренко не только детали случившегося, но и то, что в Сибирской флотилии служат моряки, достойные своего адмирала.

"Поведение всего личного состава в смысле проявления мужества перед лицом крайней опасности было блестящим, - значилось в донесении. - Не было отказа в выполнении приказаний. Паника отсутствовала. Не имея никакой надежды на спасение, люди гибли как герои, порой с шутками на устах. Гардемарин Аникиев, утопая, крикнул: "Прощай, "Аякс"!"

Гибель посыльного судна "Аякс" 16 января 1923 года в районе Пескадорских островов. Рисунок лейтенанта Б.А. Эверта - участника эвакуации Сибирской флотилии.

Филиппины - Америка - Австралия - Европа. ОТЪЕЗД

В общей сложности до Филиппин добрались одиннадцать кораблей и около тысячи беженцев - военные моряки и их семьи. "Добровольная группа людей на основании законов старой России, ... в ознаменование чего корабли носят флаг, зарегистрированный во всех странах как последний существующий флаг военного Русского флота".

Так сформулировал адмирал. На том стоял. А вместе с ним - бывший военно-морской атташе посольства России в Японии и, кстати сказать, прежний сослуживец Старка по Балтике контр-адмирал Б.П. Дудоров. Его тут нельзя не назвать, поскольку именно он сумел помочь Старку и флотилии преодолеть все самые опасные дипломатические "рифы".

Адмирал Г.К. Старк и японские офицеры. Октябрь 1922 года. Фото: из книги Ю.К. Старка "Последний оплот"

Пройдет почти полгода, прежде чем большая часть беженцев - 536 человек - отправятся наконец на американском транспорте "Меритт" к спасительным калифорнийским берегам. Но Георгия Карловича Старка среди отъезжающих не было. Отклонил адмирал и неоднократные предложения служить американскому флагу.

Исследователи флотской темы свидетельствуют: средства от продажи кораблей Старк разделил поровну. Остаток вместе со своим бесценным "Отчетом о деятельности Сибирской флотилии" отвез во французский город Антиб и передал лично в руки тогдашнему главе российского императорского дома великому князю Николаю Николаевичу.

Адмирал уходил с корабля последним.

На борту одного из кораблей эскадры. 23 октября 1922 года. Фото: из книги Ю.К. Старка "Последний оплот"

Париж - Владивосток. ПАМЯТЬ

К тому времени в Европу уже были переправлены из Советской России дети адмирала Старка - 15-летний сын Борис и 10-летняя дочь Таня. Жена Елизавета Владимировна не дождалась мужа чуть-чуть. Долго и тяжко болея (туберкулез), она умерла в Петрограде в мае 1924 года. Поселившись с детьми в Париже, Георгий Карлович бережно переплел ее письма, читал-перечитывал. А перед смертью попросил сына сжечь очень личную переписку (см. публикацию А.М. Буякова "Неизвестный адмирал Старк", Записки Общества изучения Амурского края, Владивосток, 1996).

Семья Старка (слева направо): дочь Татьяна, сын Борис с внуком Михаилом, внучка Вера, Георгий Карлович, Наталья (жена Бориса). Париж, 1946 год. Фото: из книги Ю.К. Старка "Последний оплот"

Наверное, он умел не только воевать и спасать. Он умел и любить. В 1943 году в оккупированной Франции, очередной раз отказавшись сотрудничать с нацистами, Старк потерял работу (доблестный российский адмирал водил в Париже такси) и, чтобы как-то прожить, заложил в ломбард ордена. Тогда он и сел за воспоминания - они сложились в книжку под названием "Моя жизнь".

В ее первых строках несколько слов, может быть, в жизни не сказанных: "Моему лучшему другу - покойной жене посвящаю я эту работу".

А вот свой беспримерный "Отчет" он посвятил, без сомнения, будущим поколениям, то есть - нам. Белогвардейский адмирал Старк писал, чтобы помнили.

А его не просто не забывали - любили. Ставшие эмигрантами, русские моряки из своего иностранного далека слали ему во Францию письма, посылки. Когда в 1950 году Георгия Карловича не стало, отслужили по нему панихиды, сказали прощальные речи: "Это, несомненно, был один из лучших людей, представителей славного Российского императорского флота..."

В начале 2000-х вспомнили Старка и во Владивостоке. В память о Великом российском Исходе поставили на острове Русском православный крест с надписью "Всем любившим, но покинувшим Родину". Спустя год привезли из Калифорнии святыню - Андреевский флаг, реявший когда-то над одним из кораблей Сибирской флотилии.

Мы рады приветствовать Вас на сайте www.ostrovatour.ru и предложить насладиться отдыхом на юге Приморского края — островах Попова, Рейнеке, Рикорда и в бухтах Хасанского района, где чистое, прозрачное и тёплое море, потрясающие пейзажи, а также уникальная природа не дадут Вам скучать и думать о будничных проблемах. Описание островов, баз отдыха, предоставляемых услуг, фотогалерея — всё это Вы можете найти здесь, на нашем сайте. Для удобства навигации по сайту можно воспользоватья картой сайта.

География островов (кликнуть)

…оставить заявку…

Остров Попова

Остров Попова является излюбленным местом отдыха жителей Владивостока и Приморского края. Расположен в гряде островов адмиралтейства в заливе Петра Великого в 20 км к юго-западу от Владивостока и делит его своей островной территорией на Амурский и Уссурийский заливы. Залив Петра Великого — самый большой и живописный залив Японского моря. В его пределах имеется множество островов и отдельных выступающих из воды скал. Место расположения острова Попова выгодно выделяет его благодаря постоянному течению (омыванию) чистой морской воды с открытого Японского моря.

На острове вы можете отдохнуть на живописных берегах и пляжах, заниматься рыбалкой, дайвингом, любоваться прекрасными морскими пейзажами с видом на многочисленные острова. Остров поможет вам отвлечься от городской суеты и накопившихся проблем. Вы отлично отдохнёте и получите массу положительных эмоций. Добраться на остров Попова можно на катере или на пароме от вокзала прибрежных сообщений -1-й причал (в 100 метрах от морского вокзала), тел. 4232-496558; 497951 . Время в пути 1час 40 минут. …далее

Остров Рикорда

Предлагаем вам посетить один из живописных уголков Приморского края, остров Рикорда — является самым большим из необитаемых островов, расположенных в заливе Петра Великого. Остров назван в честь Адмирала русского флота Петра Ивановича Рикорда (1776-1855).

Пляжи, пригодные для активного отдыха, в основном имеют галечную структуру. С юго-востока острова высокие берега с обрывистыми скалами. В воде много подводных камней. Популярностью среди туристов и отдыхающих пользуется большой галечный пляж бухты Восточной протяженностью около 1 км. В летний период здесь преобладают сильные юго-восточные ветра, порождающие большие волны. …далее

п. Славянка — б. Баклан (Манчжурка)

Зона отдыха «Бухта Баклан» (старое название Манджур) располагается от мыса Нерпа до губы Чирок. Береговая линия, причудливо изгибаясь, образует множество средних и мелких бухт, где любят отдыхать и местные жители и приезжие.

Излучина бухты — это один непрерывный пляж с многочисленными лагунами, косами, протоками и озерами. Небольшие долины с весны до глубокой осени радуют глаз изумрудной зеленью, разноцветьем трав. Здесь можно воочию увидеть легендарный эдельвейс. Почти на всем протяжении бухты Баклан вплотную к берегу подходят старицы с пресной водой и тянутся вдоль него так, что образуется уникальный песчаный пляж шириной от 30 до 100 м, с одной стороны которого — морская вода, с другой — пресная речная. Здесь же на старицах — гнездовья уток и цапель, замечательная рыбалка, а ещё — лечебные грязи. Бухта Баклан вдается в берег между полого спускающимся к воде мысом.

Бухта Троицы - известный рекреационный объект, поэтому в летнее время здесь всегда многолюдно. Найти дикие нетронутые человеком места, которыми известен Хасанский район, не удастся. Зато к услугам отдыхающих весь комплекс услуг для отдыха на морском побережье. Базы отдыха, дома местных жителей, с удовольствием сдающих их на лето туристам, рестораны, кафе, магазины, ночные клубы, рынки с огромным выбором всевозможных морепродутов. В бухте Троицы созданы все условия для цивилизованного и комфортабельного отдыха.

Остров Попова

POI: 42.950000, 131.716667

wikipedia (Русский):

Это статья об острове в Японском море, об одном из Алеутских островов см. статью Попов (остров). Остров Попова - остров в архипелаге Императрицы Евгении в заливе Петра-Великого Японского моря, в 20 км к югу от Владивостока и в 0,5 км к юго-западу от о. Русский, от которого отделён проливом Старка. Назван в честь адмирала Андрея Александровича Попова. На острове расположен одноимённый посёлок. Население - ▲1 370 жителей (2010) Остров Попова входит в состав Владивостокского городского округа. Население согласно переписи 2002 года составило 1316 человек, проживает в двух посёлках - Старк и Попова.

Площадь острова 1240 га или 12,4 км². Рельеф характерен для юга Приморья. Максимальная высота над уровнем моря составляет 158 м. Береговая линия представлена песчаными и галечными пляжами, чередующимися со скалистыми обрывами. Климат острова схож с климатом Владивостока. Средняя температура января −12,5 °C, августа +20,5 °C. Остров Попова, наравне с островом Русским, является излюбленным местом отдыха жителей Владивостока. На острове действует несколько турбаз и баз отдыха, каждое лето разбиваются палаточные лагеря. Лучшее время для отдыха - с июля по конец сентября. Средняя температура воды в августе 22 °C. На острове в бухте Алексеева работает Морская экспериментальная станция Тихоокеанского океанологического института им. В. И. Ильичева Дальневосточного отделения Российской Академии наук. Открыт музей Дальневосточного морского заповедника. Между городом и островом существует регулярная паромная переправа (зимой возникают проблемы), курсирует пассажирский теплоход. Время в пути 1час 40 минут. Летом расписание предусматривает дополнительные коммерческие рейсы.

Проект моста соединяющий остров Попова с островом Русский

Генпланом города Владивостока предусмотрено строительство моста с острова Русский на остров Попова, после расширения транспортной инфраструктуры на острове Русский, строительства моста может начаться до 2018 года.

Топонимика

Алексеева, бухта, вдается в северо-западный берег о-ва Попова. Описана в 1885 г. штабс-капитаном КФШ А.А. Мальцевым из экспедиции штабс-капитана КФШ А.С. Стенина и названа тогда же по фамилии Ф.Н.Алексеева, погибшего при аварии в 1858 году на тендере «Камчадал», командиром которого он был, замерзнув вместе со всем экипажем в Амурском лимане. Мыс Марковского. Назван в честь гидрографа А. П. Марковского. Мыс Андреева. Назван в честь К. П. Андреева. В 1888-93 гг. он руководил Отдельной съёмкой Восточного океана, выполняя исследования в дальневосточных морях. Мыс Ликандера. Назван в честь В. В. Ликандера. В 1883-87 гг. он служил на Дальнем Востоке, участвовал в гидрографических работах в заливе Петра Великого.

В четырёх километрах к западу от острова находятся острова Два Брата. Как писал журнал «Вокруг света» в номере 3 за 1928 год, «Владивостокское отделение географического общества выписало из Америки несколько экземпляров скунса, которые будут пущены в новый питомник на острове Попова».

Галерея…

… (Русский)

Юго-западный берег полуострова Кондратенко, который является частью Русского острова, и северо-восточный берег острова Попова разделяет пролив Старка. До 1901 года он назывался 15-футовым, а затем был переименован в честь адмирала О.В. Старка – начальника Эскадры Тихого океана, командира Порт-Артура и, некоторое время, командующего Тихоокеанским флотом.

Северо-западный вход в пролив образуют мыс Птичий и мыс Васильева, а юго-западный находится между мысом Проходной и полуостровом Кондратенко. Даже в безветренную погоду течение в проливе довольно сильное. В ветреные дни здесь бывают большие приливы, которые сопровождаются высокими волнами.

Пролив Старка необычайно богат морскими водорослями. Здесь можно увидеть заросли ламинарии и ульвы, зоостеры и анфельции. В них прячутся некрупные крабы и креветки. Из рыб попадается камбала и морские бычки. Дно кишит морскими ежами и морскими звездами.

На каменистый берег пролива Старка часто приезжают рыбаки и просто любители отдых на природе. Поэтому нередко на побережье образуются палаточные городки. Во время отлива туристы могут полюбоваться морскими обитателями и собрать небольшую коллекцию из панцирей крабов, морских ежей, красивых раковин моллюсков.

Фотографии

Достопримечательности на о.Русском

База отдыха Бухта Иванцова

Одно из интереснейших мест Русского острова — бухта Иванцова. Только из этой бухты можно «по суху» добраться к островам Лаврова и Энгельма.

База отдыха Бухта Филипповского

Бухта Филипповского находится на север от бухты Рында на острове Русском.

База отдыха Полуостров Саперный

Около четверти территории острова Русского занимает полуостров Саперный. На юго-западе его омывают воды бухты Новик, на востоке – Уссурийского залива, на севере – пролива Босфор Восточный.

на различных картах Google, Yandex, OpenStreetMaps, Wikimapia, Публичной кадастровой карте Российской Федерации, Карте отелей, и также других топографических, jpg картах. GPS координаты: , .

Другие названия: .

Проложить маршрут через на картах Гугла или Яндекса

С помощью картографических сервисов Google и Яндекс вы можете проложить автомобильный или пешеходный маршрут от до нужного адреса или точки.

На карте Гугла можно кликнуть на карте по городах или точках между которыми нужно проложить маршрут. На карте Яндекса можно указать адреса , например — Населенный пункт, улица, дом (улицу и дом указывать необязательно).

Warning : Variable passed to each() is not an array or object in /var/www/maksym/data/www/02.maphost.ru/map_incl.php on line 504

на Викимапии

на Викимапии.

GPS координаты ближайших объектов на Викимапии

GPS координаты ближайших крупных городов

В юго-западном направлении от острова Русский лежит красивейший остров Попова. Площадь суши составляет более 1000 га. Наивысшая точка возвышается на 158 метров над уровнем моря. Вокруг располагаются несколько необитаемых островов, которые можно увидеть с берега. Своё название остров получил по фамилии адмирала. Попов был конструктором военного флота. На территории острова, в разные исторические времена проживали народы китайской национальности, после, остров отошёл к владениям России. В начале 20 века здесь был дисциплинарный батальон для недовольных политикой. Через несколько лет появился крабоконсервный завод, так как морская жизнь здесь была очень богата. Продолжительное время на острове работали как русские, так и китайцы. В 1926 году был открыт зоологический питомник, где разводили пушных зверей. В последующие года, остров Попова стал промысловым и научным центром Приморского края.

Рельеф острова очень разнообразный. Здесь встречаются равнины, возвышенности, обрывы, скалы, покатые спуски и ровные пляжи. Со всех сторон территория окружена живописными бухтами. Самой большой и пригодной для отдыха, является бухта Пограничная.

Почти вся территория острова покрыта лиственным лесом. В южной части создан ботанический сад, где находятся редчайшие растения, в их числе — занесённые в Красную книгу. Мир животных здесь просто неописуемо богат. Особенно привлекателен и разнообразен подводный мир. Его представителями являются тюлени, дельфины, даже киты, более 250 видов рыб. В прибрежных водах обитают редкие и огромные мидии, крабы, морские ежи, гребешки, креветки и многие другие обитатели.

Остров Попова – великолепное место для отдыха. Словами невозможно передать всей его красоты, нужно только приехать, и увидеть всё собственными глазами.