Многие любители рыбалки на «большой воде» предпочитают устанавливать моторы на лодки. Лодочный электромотор своими руками сделать довольно просто и экономически выгодно. Это вызвано большой (можно даже сказать и запредельной) стоимостью современных лодочных двигателей. Цена на некоторые сопоставима со стоимостью автомобиля. Приобретать же старый лодочный мотор, который часто использовался, невыгодно. Стоит он немало, однако для приведения его в рабочее состояние потребуется много сил и средств.

Лодочный электромотор можно приобрести как в специализированном магазине, так и изготовить своими силами из различных устройств и инструментов.

Принципы работы электродвигателей

Несмотря на развитие техники и производства, лодочный мотор остается довольно дорогой вещью, которую не каждый обладатель маломерного судна может себе позволить. Нижний ценовой предел стоимости нового мотора составляет около 30 000 рублей, тогда как верхний может достигать таких же цифр, только в долларах. Поэтому самодельный электромотор для лодки на базе электродвигателей от различных бытовых устройств является хорошим решением, которое сэкономит средства. Кроме того, вами будет приобретен хороший опыт в конструировании.

Электродвигатели имеют ряд преимуществ перед другими видами моторов:

  1. Электродвигатель – самый распространенный тип двигателя, который можно найти практически повсеместно.
  2. Они издают мало шума при работе (по сравнению с двигателями внутреннего сгорания), что особенно важно на рыбалке.
  3. Они безопасны в эксплуатации. Низкая вероятность возгорания, не взрываются.
  4. Дешевизна. Асинхронные электродвигатели – самые дешевые движки, которые существуют.

Недостатки электромоторов:

  1. Электродвигатель боится воды, соответственно, он не должен находиться в воде и его не должно заливать.
  2. Скорость при плавании на лодке с мотором должна составлять порядка 7-10 км/ч под нагрузкой. Поэтому минимальная мощность двигателя должна быть минимум 1,75-2 л.с.
  3. Следует заранее подумать об источниках питания. Поскольку электродвигатель требует электричества, следует заранее приобрести аккумуляторы и приготовить место в лодке под их установку. При наличии средств можно приобрести генерирующую солнечную панель, которую можно установить сверху аккумуляторов и подключить к ним. Важно: солнечная панель не должна быть единственным источником энергии, она должна работать в связке с аккумуляторами (которые могут быть и единственными источниками энергии). Следует учесть вес батарей (они довольно тяжелы) и после их установки не перегружать лодку.
  4. Определиться с условиями эксплуатации. Например, скорость вполне естественно упадет, если плыть против течения или волны, а также при сильном встречном ветре. Важно определить цель установки движка. Если основная цель – плыть “наперегонки” с другими лодками, то электродвижок для этой цели не подойдет. В случае плавания при неблагоприятных условиях (ветер, волна, течение) следует взять движок с запасом по мощности.

Когда сформулированы необходимые технические требования, можно переходить к реализации проекта. Начать стоит с расчетов.

Как рассчитать параметры

Первое, на что следует обратить внимание при расчете мощности двигателя, это перевод единиц измерения из одной системы в другую. Часто при расчете мощности силовой установки на лодках используют лошадиные силы, а мощность всех электродвигателей указывается в ваттах. Для перевода ватт в л.с. следует помнить, что 1 кВт = 1,36 л.с. или 0,74 кВт = 1 л.с.

Для расчета мощности следует обратиться к ГОСТ 19105-79. Чтобы рассчитать мощность, следует измерить длину ватерлинии, килеватость, высоту борта и максимально возможную массу лодки (масса лодки + масса всех пассажиров + масса двигателя, блоков питания + масса оборудования и снаряжения). Для большинства лодок подойдет формула 1 л.с. на 25 кг массы. Для лодок-плоскодонок, ПВХ и глиссирующих, формула расчета – 1 л.с. на 35 кг массы. Для примера рассмотрим вариант с двухместной лодкой из ПВХ.

Масса лодки составляет порядка 25 кг. Вес 2 взрослых человек: 80х2 = 160 кг. Масса мотора, аккумуляторов около 20 кг. Кроме того, вес снаряжения порядка 15 кг. В итоге имеется: 25 + 160 + 20 + 15 = 220 кг. Мощность мотора равна 220/35 = 6,3 л.с. Переведем лошадиные силы в ватты: 6,3*0,74 = 4,66 кВт.

Ёмкость аккумуляторной батареи рассчитывается по формуле: P/(Uх0,7), где 0,7 – коэффициент заряда батареи (т.к. зарядить батарею на 100% не получится). Собственно, для 5 кВт и 12 вольт питания требуется 5000/(12х0,7) = 595 А*ч. Округлим до 600. Этот аккумулятор обеспечит работу движка в течение 1 часа. Если нет аккумулятора такой емкости, то можно взять 2 по 300 А*ч, 3 по 200 А*ч или 6 по 100 А*ч и соединить их параллельно. Если требуется обеспечить работу двигателя на более длительное время, то полученные ампер-часы умножаем на количество рабочих часов.

Необходимые материалы

Когда расчеты произведены, нужно подготовить все необходимые инструменты и материалы. Для изготовления мотора понадобятся:

  1. Электродвигатель. Его можно демонтировать с различных бытовых инструментов или приобрести в мастерских по ремонту бытовой техники. Могут быть использованы движки от шуруповерта, дрели, болгарки, дисковых пил и т.д. Если мощность выбранного движка менее необходимой (например, если брать движок шуруповерта), то следует взять 2 или 3 штуки одинаковой мощности от нескольких шуруповертов. Подключать несколько штук следует параллельно, при этом необязательно их монтировать на одном кронштейне.
  2. Аккумуляторы. Подбирают по ампер-часам. Как это сделать, описано выше.
  3. Материалы для кронштейна. Могут быть любые. Рекомендуется взять трубы ПВХ, поскольку они дешевы, прочны и легко обрабатываются.
  4. Редуктор. Можно использовать от бытовых приборов или приобрести отдельно.
  5. Винт (пропеллер). Можно снять со старого советского вентилятора (модели с винтами из стали) или изготовить самому.
  6. Регулятор скорости. На подобное судно не имеет смысла его установка, однако при желании стоит приобрести механический.
  7. Струбцины. Несколько штук для крепления кронштейна к лодке.
  8. Расходные материалы: клей, саморезы, шурупы, скотч и т.д.

Как проводятся работы

Первое, что следует сделать, крепление к лодке. Его делают из струбцин, к которым приваривают зажимы под ПВХ трубы так, чтобы зажим струбцины осуществлял крепеж к борту лодки. В зажимы должна вставляться ПВХ-труба, внутри которой будет находиться вал. Длина трубы зависит от высоты борта и должна обеспечивать погружение винта ниже ватерлинии (желательно с запасом в 10-15 см) и поднять двигатель на высоту, не доступную для волн. Диаметр трубы должен обеспечить свободное движение вала. В качестве вала можно использовать любой стержень (желательно из нержавейки) с просверленными отверстиями по концам. Такой передаточный вал можно посадить на вал двигателя и на ось винта без передаточных звеньев. При этом важно загерметизировать нижний конец трубы втулкой.

Далее нужно заняться подводной частью. Следует использовать трубу ПВХ большего диаметра (желательно тройник), в которой устанавливается редуктор с валом пропеллера. Крепить ее к стойке нужно пайкой, чтобы обеспечить герметичность стыковки. Концы трубы с установленным редуктором герметизируются втулками или толстым слоем силикона (первое предпочтительно).

Выход вала винта следует герметизировать. Далее нужно соединить верхний и нижний редукторы валом.

На завершающем этапе делают конструкцию для установки двигателя и редуктора (верхнего). Конструкция для установки двигателя должна быть герметичной со стороны воды (чтобы двигатель не залило), а со стороны лодки должны быть вентиляционные отверстия и подвод питания. Ее размеры и форма зависят от размеров двигателя и способов его крепления.

На таком моторе смело можно выходить на спокойную воду или в штиль на море.

Самодельный э лектромотор на лодке.

Многие, кто интересуется лодочными электромоторами, скорее всего читали статью о самодельном моторе для лодки на базе генератора ГСК-1500. Генератор имеет массу около 12 килограмм, питается 24 вольтами, ток около 40 ампер и стоимостью в пределах 10 - 12 тысяч рублей. В статье дана сложная схема сопряжения генератора с винтом лодки. Напомним вам, что такие генераторы ранее использовались в авиации. По данным, полностью заряженного 24 - вольтового аккумулятора хватало бы на 40 минут работы до его разрядки. В общем, не очень оптимистично.

Обсуждая с рыболовами-водомоторниками эту тему, после споров и поисков в интернете, родилась интересная идея, а именно сборка лодочного электромотора своими силами, но на современной базе материалов, по упрощенной схеме. В качестве тяговой силы, самого электромотора, рассматривались разные двигатели, которые можно приобрести если не в соседнем магазине, то хотя бы в том же интернете. Автомобильный стартер, конечно, мощный агрегат, но посадит батарею очень даже быстро. Промышленные двигатели постоянного тока, рассмотренные нами, или слишком слабы или слишком велики.

В конце концов остановились на вполне приемлемом варианте - электролебедка для квадрациклов и снегоходов. Они не такие мощные, как, к примеру, автомобильные, но имеют хорошую тягу за счет редуктора и сравнительно небольшой ток потребления.


Возьмем, к примеру, э лектрическую лебедку для квадроцикла или снегохода COME-UP 1500. Имеет трехступенчатую передачу из металла для достижения высокой скорости. При напряжении 12 вольт имеет мощность около 300 ватт (0,4 л.с.), маленький размер и потребляемый ток до 10 ампер.

Для сравнения можно сказать, что некоторые лодочные электромоторы заводского исполнения имеют характеристики несколько хуже.

Другое дело, как состыковать подобный мотор с винтом лодки? Самое простое, что можно предложить, не вдаваясь в математические расчеты и сложные чертежи, это ременная передача. К примеру, двигатель, установленный на основание и закрепленный на транце лодки с помощью струбцин, вращает шкив большого диаметра. К нижнему концу дейдвуда приварен вал, на котором находится винт со шкивом маленького диаметра. Таким образом, при вращении верхнего большого шкива, даже с небольшой скоростью, нижний шкив будет вращаться намного быстрее. А так как в подобные электродвигатели с редуктором уже заложено определенное тяговое усилие, которое легко будет двигать тот же квадрацикл, то для вращения лодочного винта двигатель будет работать практически без нагрузки. Что придется переделать в данной конструкции электролебедки, это установить шкив на электродвигатель.

Теперь не менее важная деталь. Аккумулятор для лодочного мотора. Если использовать аккумулятор, предназначенный для работы с лодочными электромоторами, то такого аккумулятора хватит на довольно большое время. Плюс подобных аккумуляторов в том, что они допускают полную разрядку.

Будем рады, если кто либо доведет подобную конструкцию до конца и спишется с нами с предоставлением подробного фотоотчета.

Лодочные моторы на сегодняшний день являются весьма востребованными. Если рассматривать модель средней мощности, то она очень компактна и рассчитана примерно на 5 лошадиных сил. По конструкции большинство модификаций довольно сильно отличаются. В первую очередь это связано с разными типами дейдвудов. Дополнительно следует учитывать, что на параметры устройства влияет используемый коннектор. Сделать самостоятельно лодочный электромотор можно, однако следует более детально ознакомиться с его устройством.

Устройство обычного мотора

Неотъемлемой частью любого лодочного мотора является румпель. За счет него производится управление устройством. В верхнем блоке модели находится маховик, который соединяется с коленчатым валом. В результате вращательное движение предается от него на винты. В нижнем блоке лодочного мотора располагается небольшая головка с подшипниками. В средней части имеется дейдвуд, который включает в себя множество элементов. Если рассматривать простую модификацию, то это поддон, редуктор, а также шток. Рядом с двигателем в устройстве располагается коннектор. Его основной задачей является контроль работы топливной системы.

Особенности моторов "Мин Кота"

Сделать лодочный электромотор Minn Kota самостоятельно довольно сложно. Электродвигатели у них чаще всего используются двухтактовые. Они рассчитаны на предельную мощность около 3 кВт. Маховики в данном случае используются двусторонние. Изготавливаются они для моделей только из сплава алюминия. Для того чтобы их установить, используется малый распределительный вал. Топливные насосы для лодочных моторов применяются самые разнообразные. Дейдвуды у них чаше всего выпускаются с поддонами.

Модели "Вотерснейк"

Собрать лодочные электромоторы Watersnake самостоятельно очень сложно. В первую очередь, это связано с тем, что у них карбюраторы используются со специальными фиксаторами. Достать их в магазине сложно, но можно. Также следует учитывать, что поддоны во всех конфигурациях используются стальные. Для того чтобы их закрепить у ротора, необходимо воспользоваться штоком. Крепятся толкатели в лодочном моторе на дейдвуде.

На этом этапе следует заранее рассчитать размер коромысла, в котором располагаются клапаны. В последнюю очередь важно заняться нижней головкой с подшипниками. За счет прочных винтов указанные лодочные электромоторы отзывы имеют хорошие. В данном случае их можно снять с поломанной модели. Струбцины используются в устройствах довольно редко, однако для самодельных конфигураций они подходят идеально. Отточить их можно в домашних условиях при помощи станка. Для того чтобы закрепить струбцину на поддоне, необходимо разобрать стартерную коробку. После этого ее важно отсоединить, и тогда верхний блок не будет мешать.

Модели HDX

Сделать лодочный электромотор HDX можно при помощи однотактового двигателя. Дополнительно для сборки потребуется коленчатый вал, который необходимо установить над дейдвудом. Поддон в данном случае лучше всего использовать стальной. Также следует обращать внимание на впускной и выпускной клапаны. Устанавливаются они в лодочном моторе возле топливной системы.

В качестве фиксатора заднего хода можно использовать небольшую металлическую пластину. Зафиксировать ее на корпусе можно при помощи сварки. Дополнительно в дейдвуде необходимо установить центральный шток. Взять его можно с уже поломанного лодочного мотора. В последнюю очередь следует заниматься нижним блоком устройства. За счет качественных роторов указанные лодочные электромоторы отзывы заслуживают хорошие.

Устройства с двухсторонним маховиком

Переходим к более сложной модели. Сделать снабженный двухсторонним маховиком лодочный электромотор своими руками (чертежи показаны ниже) довольно непросто. Для начала необходимо подобрать соответствующий двигатель. В данном случае целесообразнее отдать предпочтение двухтактовым модификациям. Система охлаждения у них, как правило, предусмотрена воздушная.

Для установки маховика в устройство потребуется воспользоваться сваркой. В частности, необходимо сделать опору над распределительным валом. После этого маховик можно закрепить на его стене.

Следующим шагом собирается дейдвуд. Для этого шток лучше всего использовать большого диаметра, поскольку нагрузка на него будет оказываться большая. Дополнительно следует отдельно подобрать поддон для лодочного мотора.

В последнюю очередь подсоединяется нижний блок, который состоит из головки, а также винтов.

Модели с двухтактными двигателями

Чтобы собрать с двухтактным двигателем лодочный электромотор своими руками (чертежи показаны ниже), необходимо заранее подготовить все инструменты. В частности, придется воспользоваться сварочным аппаратом. Самостоятельно установить дейдвуд на лодочный электромотор невозможно, поэтому необходима помощь двух людей. Для шлифовки поддона многие используют шлифовальные машинки. В свою очередь, шток можно обрезать для модели при помощи болгарки. Также в работе будут необходимы напильники, чтобы подогнать клапан. Коромысло в данной ситуации лучше всего подбирать компактных размеров.

Все это нужно для того, чтобы не пережимать каналы топливной системы. Толкатели для лодочного мотора подбираются отдельно. Маховики для двухтактного двигателя чаще всего устанавливаются обычные. Коннекторы в таких моделях используются довольно редко. Дополнительно следует учитывать, что головку проще всего изъять с уже поломанного лодочного мотора. То же самое касается и винтов. Если сборка не включает в себя установку блока передач, то фиксатор для откидки лучше не устанавливать в нижний блок конструкции.

Устройства с четырехтактными двигателями

Собрать с четырехтактным двигателем лодочный электромотор своими руками довольно сложно. В первую очередь необходимо подобрать хороший корпус для модели. Далее для него нужно подготовить струбицу. С ее помощью лодочный электромотор можно будет установить. Крыльчатки для моделей используются самой различной формы. Вначале складывается дейдвуд для двигателя.

На следующем этапе, чтобы собрать лодочный электромотор своими руками, следует закрепить шток. Таким образом, коленчатый вал сможет вращаться над поддоном. Для того чтобы установить ведущую шестерню в головку, следует заранее отодвинуть в сторону антиквитационную плиту. Только после этого анод не будет блокировать выходное отверстие. Гребной винт в данном случае крепится в последнюю очередь.

Модификации на ручном стартере

Лодочные моторы данного типа являются довольно широко распространенными. Подходят для них больше всего однотактовые конфигурации двигателей. Для того чтобы его установить, следует стандартно заготовить корпус. Взять его можно спокойно с устаревшей модели. После этого важно собирать верхний блок, который включает в себя двигатель и ротор. Только после этого можно переходить к дейдвуду. Непосредственно ручной стартер крепится над поддоном.

Для того чтобы его зафиксировать в корпусе, необходимо будет воспользоваться сварочным аппаратом. После этого есть возможность подсоединить шток к коленчатому валу. Если он подобран большого размера, то его можно укоротить при помощи болгарки. Также проблемы при сборке могут заключаться в отсутствии подходящего маховика.

В данном случае необходимо в первую очередь оценить размеры коромысла. После этого важно взять имеющуюся модель и просто ее сточить до нужных размеров. Однако края маховика в конечном счете должны быть очень гладкими.

Топливные системы на лодочный электромотор устанавливаются самые разнообразные. Наиболее распространенными принято считать двухклапанные модификации. Стоят они на рынке недорого и в установке крайне просты.

Модель с защищенным редуктором

Лодочные моторы с защищенным редуктором на сегодняшний день являются довольно распространенными. Собирать их следует с верхнего блока. В первую очередь устанавливается топливная система и редуктор. После этого есть возможность закрепить электродвигатель. Для того чтобы не перекрывать клапаны в системе, маховик следует подбирать компактных размеров. В последнюю очередь необходимо уделить внимание нижней крыльчатке. К плите она подсоединяется при помощи сварки. Только после этого закрепляются гребные винты.

Наверное, каждый, кто живет в сельской местности или приезжает туда отдыхать на лето, имеет лодку или мечтает о ней. Это и понятно, ведь времяпровождение на воде - самый желанный и самый прекрасный отдых.

Гребля на лодке - это отличный вид спорта, так как позволяет укрепить мышцы рук и спины. Другое дело, что, сидя на веслах, сложно уделять внимание всем красотам природы, особенно если гребец неопытный. Да и половить рыбку вряд ли удастся - только если вставать на якорь.

Не говоря уж о том, что люди пожилого возраста или те, кто имеет проблемы со здоровьем, будут очень быстро уставать и не смогут далеко уплыть.

Но это не значит, что нужно отказываться от прогулок по реке или всегда брать с собой напарника, чтобы облегчить передвижение. Можно установить электромотор для лодки и тогда все, что нужно будет делать - это управлять своим суденышком на поворотах.

Тут многие могут возразить, что не всем по карману приобретение электродвигателя. Даже электромотор "Полтава" (далеко не самый мощный и навороченный) стоит достаточно дорого.

Но кто сказал, что его непременно нужно покупать? Электромотор для лодки вполне можно сделать самостоятельно, не так уж это и сложно. Главное, уметь пользоваться сваркой, иметь свободное время, немного терпения и все необходимые детали.

6. Подшипники.

7. Металлические пруты и пластины.

Разумеется, конструкция, полученная из данных деталей, будет существенно отличаться от описанной выше модели. Электромотор для лодки такого типа не сможет передвигаться слишком быстро, да и время, которое он может работать на полную мощность, не слишком-то велико. Но такой двигатель почти не создает шума и полностью безопасен для окружающей среды.

Все больше рыболовов задумываются об установке мотора на лодку. Он позволяет ускорить передвижение по водоему и избавить руки от тяжелой работы веслами. Когда физических сил у мужчины становится меньше, на помощь приходит смекалка. Оказывается, можно сделать лодочный мотор своими руками из различных бытовых приборов. Для тех водоемов, где запрещено использовать бензиновые двигатели, в качестве движущей силы применяется электроток. В остальных случаях лучше выбирать устройства с бензиновыми силовыми агрегатами.

Из чего делают самодельные моторы для лодок

Многие рыболовы имеют в кладовке или гараже неисправную электро- или бензотехнику. Если мотор в ней исправен, то можно такое устройство доработать под имеющуюся лодку. В некоторых случаях даже дешевле получается приобрести новый шуруповерт или бензокосу и доработать прибор, чем купить лодочный мотор. Именно финансовый вопрос толкает многочисленных «левшей» и «самоделкиных» на уникальные разработки.

  1. Чтобы сделать самодельный лодочный мотор с электроприводом, понадобится аккумуляторная дрель или шуруповерт. В этом случае рыболову придется решить следующие проблемы.
    • К сожалению, емкости штатной батареи будет недостаточно для беззаботного плавания, поэтому придется брать на борт автомобильный аккумулятор 12V. Соответственно прибор также должен работать на таком же напряжении. Что касается мощности, то с легкой резиновой лодкой справится электроприбор, выдающий более 300 Вт.
    • Скорость вращения у шуруповерта достаточно большая, поэтому необходимо установить понижающий редуктор.
    • Также необходимо приобрести или изготовить самостоятельно приводной вал и гребной винт.

Самодельный лодочный электромотор будет работать бесшумно, что очень важно для хорошей рыбалки. Кроме того, заменить вышедший из строя электромотор будет дешевле, чем отремонтировать лодочный двигатель.

  1. Значительно увеличить зону облова позволяют бензиновые моторы, сделанные для лодки своими руками. Это могут быть силовые агрегаты от бензопил, бензокос, мотоблоков и т. д. Выбор установки зависит от размера и конструкции судна, а также от того, какое из устройств имеется в наличии.
    • Меньше всего доработок требуют триммеры. Они как будто созданы для установки на рыболовную лодку. Достаточно только вместо бобины с леской поставить гребной винт и уже лодочный мотор из триммера можно испытывать на близлежащем водоеме.
    • Двигатели от бензопилы, мотоцикла или мотоблока потребуют большего вмешательства умелых рук. Требуется угловой редуктор от болгарки, вал и гребной винт.

Это интересно!

Некоторые рыболовы минимально дорабатывают мотокультиватор, установив вместо фрез самодельные лопасти.

Все самодельные моторы для лодок требуют специального приспособления для крепления к борту плавсредства. Одно дело, когда судно имеет транец, к которому нужно присоединить двигатель. Несколько сложнее закрепить силовой агрегат на обычной резинке с надувными бортами по периметру.

Изготовление двигателя из шуруповерта

Хорошие самодельные моторы для лодок получаются на основе аккумуляторных шуруповертов. Оптимально выглядит применение прибора, у которого напряжение батареи составляет 12В. К такому электромотору можно будет подключить автомобильный аккумулятор с емкостью 45-55 А*ч. Доработка будет состоять из нескольких этапов.

Подъемный механизм

Гребной винт электромотора для лодки, сделанной своими руками, должен перемещаться не только в горизонтальной плоскости, но иметь определенный предел погружения и подниматься полностью из воды. Самой простой конструкцией будет система струбцин, к которой монтируется двигатель. Она жестко крепится к транцу при помощи стальной рамки и пластины. Струбцины оснащаются кольцами, через которые пройдет трубка. Внутри будет проходить вал из стальной проволоки или прутка. Для обеспечения легкого скольжения внутри трубки запрессовываются подходящие по габаритным размерам подшипники.

Редуктор и гребной винт

Шуруповерт способен развивать большие обороты, что требуется при сверлении. Самодельный электромотор для лодки не нуждается в таких больших оборотах, поэтому для их уменьшения устанавливается редуктор. Наиболее подходящим вариантом становится присоединение редуктора от болгарки. В патроне шуруповерта достаточно зажать верхнюю часть вала, чтобы обеспечить надежное соединение.

Роль гребного винта может сыграть крыльчатка от автомобильной помпы или кулера компьютера. Но такой электродвигатель, сделанный своими руками, не сможет обеспечить лодке необходимую скорость. Сделать пропеллер можно из куска нержавейки толщиной 2,5-3,0 мм.

  1. Для начала необходимо вырезать квадратную заготовку размером 30х30 см.
  2. В центре размечается квадрат с длиной стороны в 5 см. Через углы проводятся диагональные линии. По ним будет проходить пропил до маленького квадрата.
  3. Каждый лепесток следует округлить и повернуть вдоль оси на 30 градусов.
  4. В центральной части делается отверстие для крепления к редуктору.
  5. Остается все надежно соединить и испытать полученный лодочный электромотор своими руками.

Доработка бензокосы

Лодочный мотор из триммера требует небольшой доработки, чтобы получить рабочую «лошадку» для плавсредства. Достоинством бензиновых триммеров является небольшая цена и ремонтопригодность. Самодельные моторы для лодок на основе бензокосы имеют встроенный бак, вал и редуктор. Можно поискать специальный комплект для переоснащения, в котором будет гребной винт и привод из нержавейки, а также набор переходников к валу триммера. Нередко встречаются комплекты со струбциной для установки на транец, поэтому проблем с креплением к плавсредству не будет. Если действовать по прилагаемой инструкции, то лодочный мотор из газонокосилки можно за 20-30 мин.

Больше умений понадобится от рыболова, если он решил кардинально изменить конструкцию триммера. В этом случае появляется огромный простор для фантазии и смекалки. Один из вариантов предусматривает изготовление вертикальной ноги.

  1. Чтобы повернуть вал на 90 градусов по отношению к двигателю, понадобится редуктор от болгарки.
  2. Имеющуюся трубку от триммера необходимо укоротить при помощи отрезной машинки. Внутри втулки лучше заменить подшипниками.

Для фиксации подшипников внутри трубки необходимо сделать аккуратную опрессовку молотком по окружности.

В процессе испытания можно выполнить необходимые корректировки. При низких оборотах лопасть подрезается или изменяется шаг винта.

fishelovka.com

Лодочный электромотор своими руками -

Согласно своду законов царя Хаммурапи время, проведенное, на рыбалке в учет времени жизни не входит. Возможно, древние цари и были правы, но вот сегодня не всегда получается поудить рыбу с одного места.

А как быть, если на водоёме запрещено использование бензиновых моторов? Или когда ограничены во времени, и транспортировать моторную лодку нет возможности, и приходится воспользоваться резиновой лодкой?

Как правило, в таких случаях в состав снаряжения приобретается лодочный электромотор.

Такие моторы для легких и маломерных лодок оказываются весьма кстати, поскольку:

  • электромоторы не используют бензин и масло, у них нет выхлопных газов;
  • электропривод имеет малый вес, он компактный, и не занимает много места;
  • использование электропривода экономически выгоднее, чем бензинового агрегата;
  • как правило, современные электродвигатели сконструированы на принципиально иных технологиях и поэтому при небольших габаритах и энергопотреблении обеспечивают максимальное тяговое усилие при скромном энергопотреблении.

Но все эти плюсы относятся к случаю, если электродвигатель есть в наличии, а что делать, когда его нет?

Электромотор из дрели

Как вариант выхода из ситуации многими арматорами используется двигатель от аккумуляторной дрели или шуруповерта. По сути, и у промышленного движителя и у собранного кустарным способом основным источником движения является электрический двигатель.

Схема компоновки такого мотора одинакова у всех моделей:

  • источник питания – аккумулятор;
  • двигатель – электромотор;
  • рабочий орган – гребной винт с редуктором;
  • блок управления – в этом случае направление движения осуществляется поворотом рукоятки, а скорость регулируется уменьшением или увеличением оборотов двигателя.

По сути, все это есть у шуруповерта или дрели. Однако, следует учитывать что большинство лодочных электромоторов имеют гребной винт посаженный непосредственно на электромотор. Вся эта конструкция имеет герметичный корпус и погружена в воду.

А вот у дрели герметичный корпус отсутствует и поэтому для него более приемлема схема компоновки лодочного мотора с бензиновым двигателем, который располагается вверху.

Преимущества электромотора из дрели

Рассматривая электродвигатель от дрели в качестве мотора нужно понимать, что сам по себе двигатель является большой ценностью, а вот с блоком регулировки оборотов, проще говоря, кнопкой, его ценность увеличивается в несколько раз.

Но все же в выборе дрели или шуруповерта существует несколько явных преимуществ:

  • стоимость такого инструмента на несколько порядков ниже чем стоимость фабричного лодочного мотора;
  • законодательство строго следит за использованием моторов на водоёмах, при этом четко регламентированы мощность, и вид двигателей как разрешенных, так и находящихся под запретом к использованию на тех или иных водных объектах;
  • дрель работает от аккумулятора, при этом кроме использования стандартного источника питания, существует возможность использования и других, совместимых по параметрам источников;
  • аккумуляторная дрель, как инструмент работает практически бесшумно, что немаловажно для любителей рыбной ловли;
  • дрель, как и любой другой инструмент в случае необходимости может быть отремонтирован, благо на рынке сегодня большой выбор запасных частей и деталей для ремонта.

Необходимая мощность

Определяя мощность дрели для лодочного мотора необходимо учитывать, что устройство дрели предусматривает её работу в переменном цикле.

Когда наибольшая нагрузка производится кратковременно, в качестве лодочного мотора двигатель будет работать весьма продолжительное время, и при этом испытывать весьма ощутимые нагрузки, а значит, необходимо выбирать дрель с запасом по мощности.

Наиболее подходящими для такого варианта являются модели электроинструмента оснащенного моторами, мощностью от 150 Ватт и выше.

Такое техническое решения связано с запасом по мощности при работе агрегата с гребным винтом диаметром 130-150 мм, и рассчитанного на движение лодки с нагрузкой до 300 кг, причем 300 кг будет считаться предельной нагрузкой для мотора.

Рабочее напряжение

Приступая к реализации проекта с дрелью, наверное, главным моментом будет выбор соответствующего агрегата по рабочему напряжению. Среди представленных сегодня вариантов инструмента основными являются дрели с напряжением в 12, 14,5, 16, 18 и 24 вольта.

Вопрос правильного выбора здесь заключается в том, что, как и фирменные моторы, моторы из дрели будут питаться от аккумуляторов. Стандартный аккумулятор из комплекта инструмента в принципе может обеспечить бесперебойную работу дрели какое-то время, но даже современные литиевые и кадмиевые аккумуляторы имеют емкость, которой будет явно не хватать для нормальных походов.

Поэтому как единственный выход будет использование дополнительного источника, и наиболее подходящим будет автомобильный аккумулятор.

Стандартные автомобильные батареи даже емкостью 45 ампер прекрасно обеспечат работу дрели, а значит, наиболее приемлемым вариантом для лодочного электромотора будет дрель 12 вольт.

Необходимые инструменты и материалы

Поскольку двух одинаковых близнецов моторов не бывает, то учитывая опыт постройки подобных моторов, скорее всего, понадобятся:

  • дрель – в качестве мотора;
  • струбцины – на них будет крепиться мотор, если нет подходящих заводских, можно сделать самодельные;
  • редуктор – чаще всего редуктор используют от болгарки, когда мотор планируется размещать непосредственно у транца лодки;
  • трубки, диаметр 20 мм и трубки квадратные 20х20 мм – для штанги и непосредственно крепления дрели;
  • металлический прут – для вала мотора;
  • листовой металл для гребного винта.

В ходе изготовления понадобятся инструменты:

  • ножницы по металлу:
  • сварочный аппарат, хотя встречаются идеи крепить конструкцию на заклепках, но сварочное соединение будет намного надежней и быстрее;
  • та же дрель, с набором сверл;
  • болгарка, заточные и отрезные круги;
  • в случае использования в конструкции деревянных деталей то гвозди и саморезы.

Подъемный механизм для крыльчатки

Применение подъемного механизма в моторе позволяет не только управлять движением лодки, но и в случае необходимости поднимать гребной винт над поверхностью воды. В идеале, такое устройство должно обеспечивать повороты винта как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.

Самая простая и вместе с тем наиболее эффективная конструкция могла бы выглядеть следующим образом: за транец лодки, с помощью струбцин крепится мотор. Струбцины жестко прикреплены к пластине или квадрату, и имеют кольца, в которые продета трубка с приваренной к средине перпендикулярно оси направляющей, в которую и продет вал мотора.

Такое шарнирное решение достаточно просто и не требует дополнительных, сложных решений.

  1. Более чувствительные снасти. Обзоры и инструкции по другим типам снастей вы можете найти на страницах моего сайта.
Остальные секреты успешной рыбалки вы можете получить бесплатно, читая другие мои материалы на сайте.

Установка редуктора и изготовление пропеллера

Несмотря на то что дрель является инструментом, предназначенным для сверления отверстий, то есть преодолевать сопротивление другого материала, использование дрели в качестве лодочного мотора имеет свои особенности, и это, прежде всего то, что при работе гребной винт будет находится постоянно в воде, а, значит, высокие обороты дрели совсем не нужны.

Для уменьшения количества оборотов используют редукторы. Чаще всего редукторов устанавливают два – верхний редуктор, уменьшает количество оборотов дрели с 1340 до 250-300.

Таких оборотов достаточно для уверенного движения лодки. А нижний редуктор устанавливают для перпендикулярного к оси вала установки гребного винта.

Если используется редуктор от болгарки, то верхний конец вала просто зажимается в патрон дрели.

Изготовление пропеллера или крыльчатки начинают с разметки листа металла.

Квадрат 300х300 мм и толщиной 2,5-3 мм вполне подойдет для изготовления винта. Впрочем, для пропеллера может подойти любая крыльчатка, например, от системы охлаждения автомобиля или бытового вытяжного вентилятора, но для того, чтобы это был по настоящему гребной винт придется все же изготавливать крыльчатку.

В середине листа просверливается отверстие для посадки на болт редуктора. По диагоналям, не доходя до середины листа 25-30 мм, делаются прорези, полученным лопастям придается округлый вид и производится выверка по массе – лопасти должны быть одинаковыми, не создавать биения и колебаний. Лопасти слегка разворачивают для создания необходимого потока.

Доработка поворотов и управления

Как и любое конструкторское решение, конструкция мотора будет нуждаться в доработке, а готовый мотор будет требовать определенных навыков, поэтому придется пройти небольшой курс обучения.

Для испытаний образца сгодится любая емкость с водой, в которую можно погрузить гребной винт. После включения аппарата от погруженного винта должна ощущаться направленная струя воды. Для достижения наибольшего эффекта производится доработка гребного винта.

Управление мотором дорабатывается в зависимости от желания самого владельца, чаще всего кнопку включения переносят на выносную рукоятку, обеспечивая увеличение плеча поворота. Вместе с тем необходимо привыкнуть к управлению мотором регулировкой оборотов двигателя.

Как правильно просчитать нагрузки и что должно получиться?

При проведении расчетов необходимо отталкиваться от следующих данных:

  • массы лодки в снаряженном состоянии;
  • потребляемая мощность двигателя;
  • сила тока;
  • напряжение.

При конструировании мотора, нелишне будет с помощью электроизмерительного прибора измерить напряжение при нагрузке и во время холостого хода.

Если заявленная мощность двигателя соответствует потребляемой мощности, вычисленной по формуле:

Если потребляемая мощность =12v*силу тока под нагрузкой, то можно с уверенность сказать, что электродвигатель подобран правильно.

Повлиять на мощность двигателя, возможно, правильно подобрав крыльчатку винта, в любом случае, удачно подобранная крыльчатка позволит существенно сократить нагрев двигателя.

Применение двигателя стеклоомывателя

В конструировании лодочных моторов часто используются электродвигатели из автомобилей, например, двигатели от стеклоочистителя или радиатора охлаждения. Такие электродвигатели имеют стандартные 12 вольт, и идеально подходят для использования автомобильной аккумуляторной батареи.

Двигатель для стеклоомывателя во многом подходит для конструирования лодочного мотора. Он небольшой, он применим с аккумулятором автомобиля, однако требует дополнительной доработки.

Мотор на базе бензокосилки

Конструкторская мысль не стоит на месте, и совершенно нормальным решением является попытки использования в качестве мотора двигателя от газонокосилки. Неприхотливые, рассчитанные на длительную работу в различных ситуациях двигатели мощностью 6 л.с. целиком позволяет обеспечить создание лодочного мотора с использованием конструктивных элементов лодочных моторов советского периода.

Мотор от бензопилы «Урал -2»

До сих пор, многими умельцами используются двигатели внутреннего сгорания от советских бензопил. Говорить о качестве и надежности таких двигателей не стоит, поскольку слишком разные условия производства и эксплуатации были у многих агрегатов.

Одни были сделаны валом перед премией за квартал, другие по оборонному заказу, но дошедшие до наших дней двигатели имеют одну общую беду. Сегодня реально стоит вопрос о производстве используемого для них автомобильного бензина и моторного масла. Вместе с тем собранные на основе моторов от бензопилы «Урал-2» лодочные моторы надежны и неприхотливы в повседневной жизни.

Применение электродвигателя

Отдельным интересным применением в качестве лодочных моторов стоит тема использования обычных электродвигателей в качестве двигателей.

Современные технологии в принципе позволяют использовать двигатели постоянного тока на 36 и 127вольт в качестве моторов.

Иногда встречаются мысли об использовании на малоразмерных плавсредствах и других двигателей на 220вольт.

Одним из препятствий к реализации таких проектов являются потребность к источникам питания и инверторным преобразователям, которые из 12 вольт аккумуляторного напряжения производят 220 вольт переменного тока.

А переменный ток в 220 вольт на небольшой лодке рано или поздно завершается трагедией.

Наиболее перспективным с точки зрения постройки является конструктивное решение применения бензинового двигателя от мотокосы или триммера. Большим плюсом его является готовое решение не требующего доработки верхнего редуктора, системы питания двигателя и управления.

Практически все детали уже готовы к применению, просто необходимо при использовании с резиновой лодкой такого мотора усовершенствовать конструкцию крепления и использовать соответствующую длину и грузоподъемность лодки.

Заключение

Рассмотрев все возможные варианты использования различных по назначению двигателей, оценив их положительные стороны и проблемные моменты, нужно дополнить свод законов древних ассирийских царей, что в счет жизни не берется и время, проведенное в творческих поисках.

Ведь возможность использования в качестве лодочного мотора двигателя от триммера или стеклоомывателя по плечу только влюбленным в творчество и стремящихся реализовать свою мечту.

fastcarp.ru

Делаем мотор для лодки своими руками

В отличие от древних времён, когда надеяться на появление попутного ветра можно было только полагаясь на силы природы, в наши дни можно перемещаться по поверхности воды в любом направлении без значительных физических усилий и при полном штиле.

Благодаря учёным, которые добыли для человечества электричество и приручили огонь двигателя внутреннего сгорания, любой лодочник может самостоятельно приделать к своему плавсредству какой-нибудь моторчик.

Из чего можно сделать лодочный мотор?

Лодочный мотор можно изготовить из многих механизмов, которые пылятся в сарае или в гараже и по назначению не применяются.

Часто бывает так, что техника выходит из строя, а чтобы её починить требуется потратить более половины стоимости нового устройства. Намного проще в этом случае приобрести новый прибор, а старый отложить и использовать его в качестве источника запчастей и различных болтиков-гаечек. Именно из таких устройств и можно изготовить лодочный мотор.

Если в наличии таких приборов нет, то можно недорого приобрести такой механизм на вторичном рынке. Главное, чтобы в таких устройствах был исправен двигатель.

Лодочный мотор из триммера

Минимально изменив конструкцию триммера можно устроить отличный тяговый агрегат для лодки любой конструкции. Двигатель и трансмиссия в таком приборе уже есть, достаточно изготовить крепление для лодки, а вместо бобины с леской или диска установить гребной винт.

Прежде чем изготавливать лодочный мотор из триммера, следует понимать, что мощность таких устройств очень мала, и передвигаться против сильного течения вряд ли удастся.

Триммер в качестве лодочного мотора идеально подойдёт при использовании на озере или пруду.

К недостаткам использования данного прибора следует отнести высокий уровень шума. Кроме того, при небольшой скорости движения придётся дышать абсолютно всеми продуктами «жизнедеятельности» этой системы.

Лодочный мотор из шуруповёрта

Отличными показателями в плане производства шума и экологичности обладают лодочные моторы на электрической тяге. Можно изготовить мотор для лодки из шуруповёрта, но мощность устройства не должна быть менее 300 Вт. Для передачи крутящего момента к винту, который расположен под водой, можно использовать гибкий вал от триммера.

В качестве гребного винта используется небольшой алюминиевый винт от автомобильного вентилятора, а для обеспечения продолжительного времени работы такого устройства применяются автомобильные аккумуляторы ёмкостью 60 А/ч.

Недостатками таких конструкций является необходимость возить с собой полностью заряженный автомобильный аккумулятор. Масса такой детали составляет более 20 кг. К недостаткам можно отнести ограниченность хода такого мотора, после разрядки аккумулятора возникнет необходимость снова вручную приводить лодку в движение.

Лодочный мотор из мотоблока

Самым мощным из самодельных лодочных моторов считается устройство изготовленное из мотоблока. Техника для обработки приусадебного участка оснащается выносливыми и долговечными четырёхтактными двигателями внутреннего сгорания, которые, будучи установлены на плавсредство,

позволят ему развивать приличную скорость как по течению, так и против него. Такие двигатели имеют значительную массу и, обычно, не используются на лодках ПВХ.

Наиболее простой способ установки лодочного мотора такой конструкции заключается в минимальных переделках основной конструкции. Достаточно прикрепить к корпусу лодки мотоблок, и установить вместо фрез алюминиевые лопасти. Лопасти должны быть расположены в одной плоскости с валом, который в данном случае располагается перпендикулярно движению плавсредства Лопасти имеют вид прямоугольных пластин, которые нижней половиной должны быть опущены в воду, а верхняя часть свободно перемещаться по воздуху. Такое устройство гребного колеса, позволит перемещаться с высокой скоростью даже в местах, где глубина не превышает полуметра. Отлично справляется лодочный двигатель изготовленный из мотоблока с быстрым течением.

Другие варианты

Изготовить самодельный двигатель можно не только используя триммеры и шуруповёрты за основу. Если есть желание сконструировать лодочный мотор самостоятельно и есть значительный запас времени и средств, то в качестве силового агрегата можно использовать любое техническое устройство оснащённое двигателем внутреннего сгорания или приводимое в движение с помощью электродвигателя.

Я уже довольно давно занимаюсь активной рыбалкой и нашел много способов как улучшить клев. И вот самые эффективные:

  1. Активатор клева. Привлекает рыбу в холодной и теплой воде с помощью феромонов, входящих в состав и стимулирует ее аппетит. Жаль, что Росприроднадзор хочет ввести запрет на его продажу.
  2. Более чувствительные снасти. Обзоры и инструкции по другим типам снастстей вы можете найти на страницах моего сайта.
  3. Приманки с использованием феромонов.
Остальные секреты успешной рыбалки вы можете получить бесплатно, читая другие наши статьи на сайте.

Многие мастера ставят на лодку двигатели от мотоциклов. В этом случае удаётся регулировать обороты гребного винта с помощью переключения коробки передач. Мощные 12-вольтовые двигатели, которые используются в различных механизмах, могут успешно применяться в качестве лодочных двигателей.

Делаем лодочный мотор своими руками

Изготовить лодочный мотор совсем несложно - достаточно приготовить все необходимые для этого детали и собрать устройство таким образом, чтобы исключить вероятность повреждения лодки при работе такого агрегата, и обеспечить безопасность для людей.

Наиболее простой вариант изготовления самодельного мотора из триммера. Для сборки понадобятся следующие материалы и инструменты:

  1. Триммер.
  2. Гаечные ключи.
  3. Пассатижи.
  4. Отвёртка.
  5. Болгарка или ножовка по металлу.
  6. Дрель и спиральные свёрла по металлу.
  7. Шпилька 12 мм.
  8. Тиски.

Для изготовления рабочего варианта лодочного мотора потребуется приобрести триммер. Можно использовать любую модель, но чем мощнее устройство, тем лодка будет иметь более высокие скоростные характеристики

Изготовление гребного винта - это первое с чего стоит начать. Для винта используется дюралевая пластина размером 100 - 30 мм. Ровно посередине такой пластины необходимо сделать отверстие для установки его на вал триммера. Диаметр отверстия зависит от толщины вала редуктора и обычно составляет 17 мм. Перед изгибом дюралевой пластины её необходимо отжечь. Затем плоскогубцами слегка отгибается каждая сторона таким образом, чтобы при осевом вращении такой пластины её шаг составлял не более 10 мм.

Затем с косилки снимают бобину и на её место устанавливают винт. Необходимо хорошо затянуть гайку, чтобы винт во время работы не проворачивался. Диски триммера закрепляются с помощью гайки с левой резьбой, поэтому при работе лодочного мотора можно не опасаться потери винта, по причине откручивания гайки.

Затем необходимо сделать надёжные крепления, с помощью которого триммер будет установлен на лодку. На корпусе триммера в месте сочленения двух половинок имеется колечко для крепления ремня. Именно эта деталь и будет соединять корпус триммера с лодкой. Необходимо изготовить крепление, которое будет надёжно соединять корпус лодки с «ушком» триммера. Для этой цели можно использовать механическую мясорубку, у которой с помощью болгарки или ножовки по металлу отделяется нижняя часть. Затем в корпусе получившегося зажима делается отверстие диаметром 12 мм. Отверстие должно располагаться в поперечной плоскости винтового зажима.

От металлической шпильки диаметром 12 мм необходимо отрезать кусок длиной 100 мм. С одной стороны данный отрезок шпильки слегка сплющивается и в нём делается отверстие диаметром 6 мм. В это отверстие продевается болт 6 мм, на который устанавливается «ушко» триммера. Болт необходимо стянуть самостопорящейся гайкой.

Процесс установки мотора на лодку происходит в такой последовательности:

  • крепление устанавливается на транец и надёжно фиксируется с помощью резьбового соединения;
  • устанавливается самодельный лодочный мотор в отверстие крепления.

Мотор можно заводить и управлять лодкой, ровно держа корпус лодочного двигателя, а при необходимости отклонять его в противоположную сторону поворота лодки.

Редуктор и его влияние на работу

Применение редуктора для лодочного мотора позволяет изменить направление осевого вращения. Редуктор изменяет в несколько раз скорость вращения вала, что положительно сказывается на рабочем ресурсе двигателя. При комплектации редуктором лодочного мотора следует придерживаться золотой середины и не ставить устройство с большим передаточным соотношением. Невыполнение этого правила приводит к чрезмерному расходованию топлива, невысокой скорости движения лодки и перегреву двигателя. Самый надёжный способ установить редуктор с оптимальным передаточным соотношением для данного двигателя - это испытать несколько различных устройств. Если при работе не будет ощущаться чрезмерной нагрузки, которая проявляется в невозможности быстрого набора высоких оборотов и скорость движения плавсредства будет довольно высока, то тогда данное передаточное соотношение можно считать оптимальным для данного двигателя.

Усреднённое передаточное соотношение, которое будет хорошо работать со многими двигателями внутреннего сгорания, используемых в качестве лодочного мотора, равно 1/5.

Электрические двигатели в качестве тяги для лодок можно использовать без редуктора. Тяговой силы таких устройств достаточно, чтобы стабильно работать в режиме прямой передачи крутящего момента на винт. Отличным инженерным решением является использование электродвигателя под водой. При таком расположении винт закрепляется непосредственно на валу электродвигателя.

Самодельный мотор с коробкой передач

Изготовить самостоятельно мотор с коробкой передач непросто, но такая конструкция позволит менять скорость движения лодки и изменять тяговые характеристики гребного винта. Такая конструкция удобна при ловле рыбы методом троллинга, кроме этого, переключение на более низшую передачу позволит более эффективно двигаться плавсредству против сильного ветра и при значительной нагрузке.

Наиболее компактным вариантом двигателя, который можно изготовить самостоятельно, является устройство, в котором в качестве силового агрегата используется двухтактный двигатель от мопеда «Карпаты». Такое устройство будет иметь всего две скорости, но этого вполне достаточно.

Двигатель устанавливается на самостоятельно изготовленную раму, которая представляет собой обрезанную часть рамы мопеда. Правая крышка и ведущая звёздочка снимаются, а к валу крепится небольшой редуктор, которому затем присоединяется стандартная «нога» от лодочного мотора «Вихрь», по которой и происходит передача крутящего момента. Все детали должны быть установлены таким образом, чтобы конструкция была максимально сбалансирована, иначе при движении будет ощущаться заметный перекос, а при использовании такого двигателя с лодкой ПВХ возможно опрокидывание плавсредства. Ручка управления таким устройством должна быть не менее 0,5 длины, иначе во время управления лодкой можно получить ожоги от горячего двигателя и колена глушителя.

Достоинства такого лодочного мотора заключается в очень тихой работе, небольшом расходе топлива и возможностью переключиться на пониженную передачу, когда это необходимо.

Теперь клюет только у меня!

Эту щуку поймал с помощью активатора клева. Больше никаких рыбалок без улова и поисков оправданий своему невезению! Настало время все изменить!

Лучший активатор клева 2017 года. Сделано в Италии...

ПОДРОБНЕЕ >>

firstfisher.ru

Лодочный электромотор своими руками

В свое время, когда жил еще царь Хаммурами, он утверждал, что время, проведенное на рыбалке, в учет общего времени жизни не входит. Об этом утверждают и многие граждане, которые любят проводить часть своего свободного времени на рыбалке.

Как правило, большая часть рыболовов владеют лодкой. Многие лодки, особенно современные, укомплектованы бензиновыми двигателями. Да и лодка без мотора, особенно если приходится рыбачить на водных просторах большого озера становится обузой, которая требует огромных затрат, сил и энергии для передвижения. И здесь обязательно нужен мотор: бензиновый или электрический – без разницы.

И все же, особое внимание следует уделить электрическому мотору, потому что:

  • электрические не требуют для своей работы ни масла, ни бензина, а значит, нет выхлопных газов, что не наносит вреда природе;
  • электромоторы меньше по размерам, имеют меньший вес и не занимают много места. Особенно это актуально, если рыбачить приходится далеко, и каждый килограмм лишнего веса всегда ощущается;
  • они намного выгоднее бензиновых собратьев в экономическом плане;
  • современные конструкции собраны на современных деталях, разработанных по современным технологиям, поэтому при минимальном весе обладают максимальной мощностью.

Но эти утверждения имеют место в том случае, если владелец лодки уже имеет электромотор и ощутил подобные преимущества в полной мере. А что же делать, если его нет? Значит, его нужно сделать самому.

Электромотор из дрели

Многие предприимчивые владельцы лодок используют дрель или шуруповерт, которые работают на аккумуляторах, поскольку принцип работы промышленного образца электромотора основан на таком же принципе. Основная схема компоновки подобного агрегата практически одинакова для всех моделей и выглядит следующим образом:

  • аккумулятор является источником питания;
  • электромотор выполняет роль лодочного двигателя;
  • гребной винт с редуктором является рабочим инструментом, обеспечивающим передвижение лодки по воде;
  • блок управления – состоит из ручки поворота направления движения и изменения скорости вращения электромотора.

Практически все элементы можно обнаружить в электродрели или шуруповерте. При этом следует учитывать тот факт, что промышленные устройства имеют герметичное исполнение, что позволяет основным узлам находиться в воде.

Если использовать электродрель, то желательно, чтобы она располагалась подальше от воды. Это единственная проблема, довольно серьезная, которая требует технического решения. Малейшее попадание воды на блок управления способно вывести его из строя, что приведет к остановке лодки.

Достоинства подобной модели

Если брать электродрель, то следует всегда помнить, что основную его ценность составляют двигатель и блок регулирования оборотов (кнопка). Выбор дрели или шуруповерта, сопряжено с некоторыми достоинствами, по сравнению с покупкой промышленного лодочного мотора:

  • по цене, это приобретение обойдется намного дешевле, чем покупка заводского образца;
  • согласно законодательства, необходимо придерживаться требований, связанных с мощностью двигателей, используемых на различных водоемах;
  • электродрель работает от аккумулятора или других источников электропитания с подходящими параметрами;
  • электродрель легко поддается ремонту, благодаря наличию на рынке достаточного количества запасных частей.

Подбор мощности

Выбирая дрель, следует брать во внимание тот фактор, что она, в основном, предусмотрена для работы в циклическом режиме. Если дрель будет установлена на лодке, то нужно рассчитывать больше на непрерывный цикл работы. Это означает, что нужен запас мощности, иначе дрель будет перегреваться.

В таких случаях, следует останавливать свой выбор на мощности от 150 W и больше. Запас мощности позволит работать с гребным винтом диаметром 130-150 мм. Кроме этого, нужно учитывать, что общий вес лодки будет соответствовать 300 кг, не больше. Можно считать, что это предельный вес.

Подбор рабочего напряжения

Следует сразу же обратить внимание на тот факт, что дрели и шуруповерты выпускаются на различное рабочее напряжение, такое как 12 V, 14,5 V, 16 V, 18 V и 24 вольта. На такое же напряжение выпускаются и аккумуляторы. И все же, емкости стандартных аккумуляторов, которые обслуживают работу электродрели или шуруповерта в классических условиях работы, не хватает, чтобы обеспечить необходимое движение лодки на воде. В связи с этим, лучше обратить внимание на автомобильный аккумулятор, который обладает гораздо большей емкостью. А поскольку автомобильный аккумулятор выдает под нагрузкой 12 V то и дрель следует выбирать с рабочим напряжением 12 V.

Естественно, что можно сделать батарею аккумуляторов из набора выпускаемых аккумуляторов для электроинструмента на любое напряжение, но это может обойтись гораздо дороже.

Необходимые инструменты и материалы

Для подобного приспособления понадобятся следующие детали:

  • электродрель для мотора;
  • струбцины для крепления мотора (дрели). Подойдут как готовые заводские, так и кустарного изготовления;
  • редуктор от болгарки подходит, если мотор будет установлен на транце лодки;
  • трубки круглые диаметром 20 мм и трубки, профилированные 20х20 мм. Из них будет сделана штанга и крепление для мотора (дрели);
  • круглый прут из металла, из которого будет сделан вал мотора, а также листовой металл для гребного винта.

Для работы могут понадобиться следующие инструменты:

  • ножницы по металлу;
  • сварочный аппарат, хотя можно обойтись и без него;
  • электродрель и набор сверл;
  • болгарка с отрезными и шлифовальными кругами;
  • если в конструкции предусмотрено дерево, то гвозди или саморезы (а также дерево).

Механизм подъема для крыльчатки

Наличие подъемного механизма кардинально упрощает работу и обслуживание всей системы, тем более, что встречаются случаи, когда необходимо срочно поднять гребной винт. Как правило, подобный механизм управляет положением электродвигателя во всех плоскостях (вертикальной и горизонтальной).

Как вариант, можно предложить следующую конструкцию подобного механизма: на транце лодки крепится мотор с помощью струбцин, которые жестко фиксируются к пластине. Струбцины снабжены кольцами, сквозь которые продета трубка, а к приваренной по центру трубки оси продевается вал мотора. Получается очень простое шарнирное соединение, которое может обеспечить нормальное управление мотором.

Крепление редуктора и изготовление гребного винта

Насколько известно, дрель предназначена для сверления отверстий и имеет высокие конечные обороты, что не приемлемо для обеспечения работы гребного винта, который работает на оборотах, более медленных. Поэтому, чтобы уменьшить обороты, передаваемые на винт, требуется установка редуктора. Иногда их нужно 2 штуки, в зависимости от конструкционных решений. Верхний редуктор должен понижать обороты дрели с 1500 до 200-300 оборотов, что обеспечит нормальный ход лодки.

Нижний редуктор служит для горизонтальной установки гребного винта. При использовании редуктора от болгарки, его просто зажимают в патроне дрели.

Изготовление пропеллера гребного винта начинают с разметки его на отрезке стального листа. Как уже было сказано выше, его диаметр должен быть не более 130-150 мм. Можно взять квадрат металла, размерами 200х200 мм и толщиной 2,5-3,0 мм. Лучше если это будет нержавейка, хотя она намного сложнее в обработке. В крайнем случае, можно использовать крыльчатку от воздушного вытяжного вентилятора или системы охлаждения автомобиля. При этом, следует учитывать, что профиль крыльчатки предназначен для работы с воздушной массой. В связи с этим, придется заняться ее изготовлением самостоятельно.

По центру квадрата сверлится отверстие под посадочный винт. По диагоналям делаются прорези так, чтобы по центру остался лист целым до 25-30 мм. После этого приступают к формированию формы лопастей. Как правило, они имеют округлый внешний вид. При этом нужно следить, чтобы лопасти имели одинаковый размер, иначе будут вибрации. После этого лопасти слегка разворачивают на определенный угол. При этом, нужно учитывать направление вращения лопасти.

Испытание конструкции до установки на лодку

Поскольку изготовление происходит в домашних условиях и, чтобы, как говорят, не обломаться на воде, следует провести испытания. Для этого подойдет любая емкость с водой, в которую поместится гребной винт. Естественно, что чем больше емкость, тем лучше. В крайнем случае, если имеется возможность, то рекомендуется выехать на природу, к речке или пруду и опробовать его в действии, не устанавливая на лодку.

При работе двигателя должна наблюдаться и ощущаться направленная струя воды. Кроме этого, не должно ощущаться серьезных вибраций. В случае, если гребной винт работает не в полную мощность, можно его доработать, увеличив угол наклона лопастей.

Система управления мотором дорабатывается в зависимости от пожеланий владельца лодки. Главное, чтобы управлять было удобно. Кнопку регулирования оборотов двигателя лучше вынести на удобное место.

Правильные расчеты нагрузки на электродрель

В расчеты следует включить следующие составляющие:

  • массу лодки в полном снаряжении;
  • потребляющую мощность электродвигателя;
  • силу тока и рабочее напряжение.

В процессе сборки следует взять электроизмерительный прибор и убедиться в соответствии мощности двигателя и мощности нагрузки. Мощность двигателя должна перекрывать мощность нагрузки. Желательно, чтобы мощность двигателя перекрывала мощность нагрузки, как минимум на 20 %.

При соответствии мощности двигателя мощности потребляемой электродрелью: если потребляемая мощность, вычисленная по формуле Р=12V x Iпот, соответствует заявленной мощности двигателя (электродрели), то можно сказать, что все сделано правильно и электродрель можно использовать в качестве мотора для лодки. При этом, не следует забывать о 20 % запаса мощности. Он понадобится обязательно, на случай нештатных ситуаций.

В процессе налаживания, лучше провести эксперимент с крыльчаткой, чтобы подобрать правильную конфигурацию лопастей. Как правило, их форма существенно влияет на экономику работы двигателя.

Использование двигателя стеклоомывателя

Часть владельцев, которые решили самостоятельно изготовить электромотор для лодки, применяют различные двигатели на 12V, которые используются на борту автомобиля.

Подобные двигатели прекрасно подходят для подобных функций, хотя бы потому, что они рассчитаны для работы от автомобильного аккумулятора. Несмотря на это, они требуют некоторой доработки.

Мотор на базе бензокосилки

Владельцы лодок постоянно экспериментируют и находят удивительные решения. Заставляет их это делать слишком большая стоимость промышленных образцов. В результате, родилась идея установки на лодку мотора от газонокосилки. Это двигатели, мощностью около 6 л.с., которые рассчитаны на длительную работу под нагрузкой в различных условиях. Подобный двигатель можно приспособить к лодке, если использовать различные запасные части, предназначенные для ремонта еще советских лодочных моторов.

Мотор от бензопилы «Урал -2»

Некоторые умельцы запросто приспособили моторы от советских бензопил, в качестве моторов для лодок. В свое время выпущено огромное количество бензопил, о качестве которых нужно говорить отдельно. Несмотря на это, установленные на лодки, некоторые моторы служат по сей день. Главное, правильно все рассчитать.

Применение электродвигателя

Это очень интересный вопрос. Об использовании обычных электродвигателей переменного тока разговоры ведутся давно. Подобные двигатели не имеют щеточного механизма, поэтому очень просты в работе и в эксплуатации.

Но здесь присутствуют некоторые факторы, с которыми приходится считаться. Первый фактор – это наличие переменного напряжения на 220 V. Как вариант, имеется возможность установки инвертора, который сможет преобразовать постоянное напряжение 12 V в переменное напряжение 220 V.

Вторая составляющая – это безопасность, ведь напряжение 220 V очень опасно для человека, тем более на воде. Это требует применения специальных мер. Но если кругом вода, то трудно даже представить себе, в чем именно должны заключаться эти меры.

Самодельный лодочный мотор из триммера

Существует практически готовый вариант – это применение мотора от триммера или от мотокосы. Здесь практически все готово, остается лишь определиться с длиной устройства и установить гребной винт. Здесь не нужен верхний редуктор и не нужно дорабатывать систему управления и систему питания двигателя.

Основная задача состоит в том, чтобы подобное устройство надлежащим образом закрепить на лодке. Особенно оно актуально при наличии надувной лодки.

Заключение

Изготовление подобных конструкций доступно только тем владельцам лодок, которые находятся в постоянном творческом поиске. С другой стороны, большая часть лодок находятся у рыболовов, которые постоянно экспериментируют. Поэтому, осуществить свои задумки им не составит большого труда.

Естественно, что самостоятельным изготовлением различных конструкций занимаются творческие люди или люди, которым не позволяет семейный бюджет приобрести и лодку, и мотор к нему. Поэтому, часть рыболовов до сих пор ходят на веслах и не жалеют об этом. Они довольны лишь тем, что у них имеется лодка, так как существует еще одна категория рыболовов, у которых подобной лодки нет. Они с удовольствием ловят рыбу с берега и завидуют тем рыбакам, у которых имеется лодка, хотя и без мотора.