Легендарное Сейдозеро (Сейдъявр) – уникальное по красоте и количеству то ли артефактов, то ли просто природных останцев, место в Ловозерских тундрах. Сейдозеро (Мурманская область) находится в окрестностях пос. Ревда и пос. Ловозеро.

Саамское название этого края — Луяврчорр, что значит горы у озера силы. Это популярное у туристов место, по высоте почти не уступающее соседним и превосходящее их по глубине расщелин и ущелий.

Впервые ученые пришли на берега Сейдозера в 1887 г. Оно было включено в маршрут Большой Кольской экспедиции, участниками которой были, в т.ч. В. Рамзай и А.Г. Петрелиус, хорошо известные туристам-любителям Хибин, ведь их имена носят перевалы этого горного массива.

Озеро Сейдозеро активно изучается с 20-х годов XX века. Именно тогда сюда отправилась первая исследовательская экспедиция. С тех пор не утихают споры между учеными о происхождении расположенных здесь объектов. Эзотерики считают их останками древней Цивилизации – Гипербореи, поборники материалистической науки – творениями природы.

Есть и еще одна версия, которой придерживаюсь я, побывавший на Сейдозере 5 раз. Его название происходит от слова «сейд» — священный камень, в котором, по саамским (лопарским) поверьям, нашла приют душа умершего нойда-шамана. Издавна такие уединенные водоёмы играли в их жизни особую роль, выполняли священную функцию, были своеобразным храмом.

Мне известны 4 озера, обозначенных на карте как Сейдозеро, Кольский полуостров –центр лопарской культуры, поэтому обилие здесь таких святилищ не удивительно. И вовсе не обязательно связывать сакральные сооружения с исчезнувшими мифическими цивилизациями, забывая о самобытном народе, который издревле населяет эту территорию.

В течение почти 100 лет в эти края было организовано несколько крупных экспедиций, целью которых было подтвердить или опровергнуть существование здесь древней Гиперборейской цивилизации, кроме этого район активно изучался одиночками-энтузиастами.

Кроме походов эзотерической направленности регион активно исследовался геологами, осваивались его полезные ископаемые: руды содержащие уран, редкоземельные металлы. И сегодня дорога на озеро Сейдозеро лежит через рудник «Карнасурта», который вновь работает. Многие экзальтированные «гиперборейцы» очень часто принимают за следы иных цивилизаций и древние артефакты геологические керны (штробы) и заброшенные и взорванные штольни, где велась добыча урановой руды.

Как началось изучение этих мест, почему именно здесь стали искать мифическую Гиперборею?

Сейдозеро: экспедиции, их находки и гипотезы

Экспедиция Барченко 1922 г.г.
Первым обратил внимание на эти края Александр Барченко – врач, адепт оккультных знаний, писатель-фантаст. Очень многогранная личность, одержимая идеями тайной традиции Дюнхор, древней працивилизации, различных, как бы сейчас сказали, экстрасенсорных феноменов, таких как телепатия и др. Барченко сотрудничал с ОГПУ – помогал подбирать наделенных сверхспособностями сотрудников в криптографический (шифровальный) отдел, возглавляемый Глебом Бокием. Он активно вербовал новых последователей своих идей, в том числе среди высшего руководство молодого советского государства, читал лекции и даже создал специальный кружок, за что и был расстрелян в 1938 г. вместе с Бокием и другими своими соратниками.

Одним из направлений его работы было изучение мерячения или арктического психоза – состояния, когда человек или группа людей впадали в прострацию, становились послушными чужой воле, а иногда начинали пророчествовать или говорить на непонятных языках. Случаи такого заболевания были зафиксированы за полярным кругом, в т.ч. и в русской Лапландии.

Для того, чтобы разобраться в этом явлении и была организована экспедиция на Сейдозеро, Кольский полуостров. По одним источникам в числе инициаторов этого похода был академик Бехтерев, по другим – в нем было заинтересовано также и ОГПУ, по третьим – искали все-таки полезные ископаемые, а изучение всего остального делом было побочным.

Так или иначе, группа Александра Барченко, чей маршрут и находки были подробно описаны в дневнике его сподвижника – астронома Александра Кондиайна, отправилась на Кольский полуостров. В августе 1922 года она оказалась у Сейдозера, в Лавозерских тундрах.

Тогда и были обнаружены останцы, о природе которых до сих пор ведется жаркая полемика: скала Куйвы, древняя мощеная дорога, пирамиды, а также лаз в подземную пещеру.

Эти находки вкупе с собранным участниками экспедиции этнографическим материалом – легендами и преданиями саамов, позволили Барченко заявить, что его поход на Сейдозеро позволил сделать небывалое мировое открытие – древнюю працивилизацию Гиперборею.

Оппоненты у него нашлись практически моментально. В их числе известный геолог академик Ферсман, а также, организовавший в 1923 г. новый поход на Сейдозеро Арнольд Колбановский, которые утверждали, что все объекты вокруг озера имеют природное происхождение, никакой мистики в них нет.

Тем не менее, открытия Барченко были встречены с большим энтузиазмом не только в России. Так, в 1955 г. геологи случайно наткнулись рядом с Сейдозером на закладку из вещей и инструментов с клеймами, свидетельствующими об их германском происхождении. Это позволило говорить о фюреровской экспедиции, заброшенной сюда то ли до войны, то ли во время нее. Как известно, гитлеровцев тоже очень интересовали древние артефакты и оккультные теории.

Экспедиции Валерия Демина 1997, 1998, 2001 г.

Вновь ожила гиперборейская тема 75 лет спустя, когда доктор философских наук Валерий Демин посетил Сейдозеро, отчет о его путешествии буквально взорвал информационное пространство.

Участники экспедиции «Гиперборея 97» осмотрели и сфотографировали найденные Барченко объекты, а также нашли новые: остатки сооружений на вершине горы Нинчурт, которые они идентифицировали как развалины древних оборонительных сооружений и обсерватории.

В следующем году В. Демин собрал экспедицию «Гиперборея 98», в состав которой вошли «специалисты по аномальным явлениям» — ведьмы, уфологи, экстрасенсы и др. В их задачу входило проникнуть в нераскрытые тайны Сейдозера — обнаружить загадочный лаз в подземный город, у которого сфотографировались в 1921 Барченко и его товарищи.

К сожалению, ничего нового им не удалось обнаружить. А вот народный фольклор о месте «россия мурманская область озеро сейдозеро» пополнился байками о снежном человеке-невидимке, местах посадки НЛО и иных ощущениях и предположениях участников экспедиции.

Следующий марш-бросок Деминцев состоялся в 2001 г. Удалось подготовиться капитально. На этот раз среди участников, количество которых перевалило за 20 человек, были водолазы с аппаратурой для фото- и видеосъемки под водой. Группа была оснащена оборудованием: георадаром-гидролокатором, эхолотом и др. Среди снаряжения была и моторная лодка с бензином. Несколько тонн оборудования забрасывались на озеро Сейдозеро вертолетом.

Целью экспедиции была проверка гипотезы о том, что большое количество древних памятников спрятано на дне Сейдозера. К сожалению, из-за больших отложений ила, подводная съемка оказалась невозможной. Единственное, что удалось обнаружить на дне — это некие заросшие илом «колодцы» диаметром около 70 см на 16 м глубине и кольцеобразные «каверны».

Геофизические приборы обнаружили пустоты-пещеры под реликтовой поляной и ведущие от них под гору Нинчурт тоннели. По предположению Демина это и было таинственное подземелье, упоминаемое в лопарских преданиях.

Обо всех тайнах, которые хранит Сейдозеро (Мурманская область), своих гипотезах, ходе экспедиций Демин рассказал более, чем в 20 книгах.

Описанные артефакты — реликтовая поляна, пирамида и, наконец, Куйва (Сейдозеро ассоциируется с ними уже несколько десятилетий), породило целую волну искательства. На озеро Сейдозеро устремились любители неопознанного, да и просто туристы и путешественники.

Что изучают исследователи и стремятся увидеть туристы на берегах Сейдозера? Мы систематизировали информацию об объектах, которыми знаменито Сейдозеро, отчет о них публиковали упомянутые выше экспедиции.

Сейдозеро: артефакты и их тайны

  • Реликтовая поляна и ведущая к ней мощеная дорога

Некоторые «гиперборейцы» обнаружили дорогу из ровных плит, которая соединяет Ловозеро и реликтовую поляну у Сейдозера. Лично я не видел ее ни в одно и моих посещений, первое из которых было в 1989 году.

У входа на поляну (восточная сторона) – лежит каменная плита 3*3 м. Участники экспедиции Демина считают поляну – площадку, размером с кузов грузовика, где нет растительности, засыпанным рыхлой скальной породой туннелем в скальном грунте.

По их утверждению, обследование мощения дороги георадаром показали, что это каменная кладка, которая уходит под землю на 1,5 м под прямым углом. Выдвинуто несколько гипотез: то ли это некая стена, возможно оборонительное укрепление, утопленное в грунте, то ли заполненный до дна валунами 1,5 метровый ров.

Длина дороги 1,5 км, она выходит к изображению Куйвы.

Все мои поиски фотографий этой дороги или видео с ней не увенчались успехом.

  • Куйва – наскальное изображение человека и оленя

Высота изображения, напоминающего расставившего крестообразно руки человека, порядка 50 м. Нанесено оно на одну из скал. В левом верхнем углу виден гораздо более четкий, чем Куйва, олень. О нем, почему-то, исследователи упоминают мало.

По лопарской легенде Куйва (Черный человек) – предводитель шведского отряда, грабившего местных жителей. Отряд был разгромлен саамами, а его начальник навсегда впечатался в скалу.

Изображение Куйвы найдено Барченко в 1921 году. Оно видно с мощеной дороги (которая как бы проводит прямую линию между ним и находящимся на соседнем Ловозере священным Роговым островом). К сожалению, как я уже писал выше, дороги я не видел, возможно воображение искателей выдало за нее обычную морену.

Я забирался и на саму скалу, подходил к изображению близко. Как мне кажется, нанесла его сама природа с помощью протечек воды, мха и трещин.

upd от 01.01.2014 В августе 2013 г. на Сейдозере работала студенческая экспедиция Санкт-Петербургского Государственного университета. Собранные ее участниками образцы пород с темных фрагментов изображения Куйвы были подвергнуты микологическому анализу, который показал, что их окраска это «работа» колонии грибов и одноклеточных водорослей. Появлению узора помог и рельеф скалы, способствующий распространению этих микроорганизмов в такой причудливой художественной форме.

  • Лаз под землю (утерян)

Находился в ближайших окрестностях реликтовой поляны или даже на ней самой. Имеется архивное фото участников экспедиции на его фоне. Спуститься под землю по этому лазу у Барченко его товарищей не хватило духа. В дневнике Кондиайна отмечалось чувство страха и беспокойства, которое они испытывали рядом ним. По версии Демина — засыпан по инициативе НКВД еще в 20-30-х годах, т.к. около Сейдозера были разработки урановых руд, которые велись силами заключенных Ревдинских лагерей. Правда, Демин, упоминает, что лагерь находился по другую сторону озеора Сейдозеро у входа в ущелье Чивруай, а на реликтовой поляне располагалась ВОХРа.

Мне никакие следы лагеря у Чивруая на глаза не попадались.

  • Ступенчатые пирамиды

Сопки в районе Сейдозера и Ловозера, похожие на пирамиды и, по мнению Барченко, граненные рукотворно. Использовались саамами как капища.

Найдены Барченко, а вот организованная годом позже экспедиция Колбановского назвала их каменными вздутиями на вершине горы.

  • Пирамидальный сейд

Сейд в виде каменной стеллы, высотой около 3-х м. Несколько подобных сейдов есть в ущельях вокруг Сейдозера, говорят, что они стояли и около самого озера, но были разобраны в 20-х годах во время борьбы с мракобесием.

  • Развалины на горе Нинчурт

Гора Нинчурт (Женские Груди) — на ее вершине первая экспедиция Демина обнаружила руины, состоящие из огромных отесанных плит. Особенно поразила участников их правильная форма.

Кроме плит научно-поисковая экспедиция обнаружила также колодец, ступени, и остатки сооружения, которое Демин идентифицировал как обсерваторию – с желобом длиной в 15 метров, смотрящим в небо. Эти тайны Сейдозера остались так до конца и не раскрыты – Валерий Демин, который занимался поисками Гипербореи, умер в 2006 г.

Все эти объекты можно сегодня увидеть собственными глазами и дать оценку их происхождению, кроме этого насладиться удивительной красотой этих мест, их первозданной природой.

Полезные статьи:

Сейдозеро: как добраться

Существует два варианта заброски: поездом и на автомобиле.

Поездом надо доехать до станции Оленегорск, ко времени прихода поезда к вокзалу подходит автобус до пос. Ревда. Здесь также ожидает множество таксистов, предлагающих довезти до Ревды.

Если ехать автобусом до Ревды, то там придется искать доброску или идти 1,5 часа пешком (около 7 км). Поэтому такси более удобный вариант, так как оно довозит прямо до места (до рудника), а оплата за пассажира не сильно отличатся от цены билета на автобус.

Сейдозеро, как добраться на автомобиле. Сначала ехать по Мурманской трассе М-18 до кольцевой развязки на Оленегорск, затем свернуть направо на Ловозеро и Ревду. Далее 70 км по Ловозерской дороге до отворотки на Ревду. Проехать старую Ревду, затем насквозь сам поселок и доехать до рудника «Карнасурта».

У проходной рудника есть автостоянка, где можно оставить машину. Охрана на проходной иногда предлагает свои услуги «посмотреть за машиной» за небольшую плату, но эта опция вовсе не является обязательной.

Маршрут по Ловозерским тундрам

Традиционно туристы начинают свой поход с посещения Сейдозера. Самый короткий путь к нему через перевал Эльморайок.

Надо пройти через территорию рудника (куда теперь пускают) насквозь и прямо, пересечь узкоколейку и по хорошо набитой тропе идти вверх на перевал по ручью Ильмайок. Сам перевал не ярко выражен, это большое плато между двух плоских вершин, под ногами — колотые камни разных размеров.

Спуск к Сейдозеру круче подъема. Крутой участок заканчивается на реликтовой поляне. Отсюда начинается ручей Эльморайок, который впадает в озеро и тропа, ведущая по лесу к Сейдозеру. Примерное расстояние до этого места от рудника около 12 км.

Выйдите по ней на берег — слева на скале предстает Куйва, Сейдозеро находится под его покровительством. Если обернуться назад, то можно увидеть небольшую гору формой напоминающую ступенчатую пирамиду.

От берегов озера отходит множество красивых ущелий, по любому из них можно выйти в горы.

Например, по речке и ущелью Чинглусуай можно подняться на высшую точку Ловозерских тундр – гору Ангвундасчорр 1120 м. А по речке и ущелью Уэлькуай или Чивруай выйти на гору Маннепах, на вершине которой есть красивое озеро.

Само Сейдозеро окружено лесом, гуляя по которому можно случайно встретить каменные строения, явно сделанные руками человека. Они заросли мхом и кустарником, поэтому сразу не заметны. Также можно выйти на внешнюю сторону гор и посетить горные озера: Цирковое, Горное, Сенгисъявр, Райявр, Светлое, окруженные «цирками» с отвесными стенами до 300 метров.

С северной стороны озера есть еще два ущелья, ведущие на горы Куйвчорр и Куамдеспахк по вершинам которых идет геологическая дорога на рудник. По ней, кстати, можно выходить из гор.

Выйти также можно и в пос. Ловозеро по тропе, идущей в обход гор по берегу озера Ловозеро (Лувъявр).

Дмитрий Рюмкин специально для

Если спросить среднестатистического россиянина, какие камни самые знаменитые на свете, то ответ будет предсказуемым – Стоунхендж. Некоторые вспомнят балансирующие камни в каньонах Америки. Подумав, добавят в список идолов острова Пасхи. А о том, что на территории нашей Родины есть места, где камням поклоняются с древности, вспомнят, наверно, единицы. Хотя места эти находятся совсем близко – на Кольском полуострове. И камни эти – не обычные валуны, а сейды.

Сейды узнаешь сразу, даже если не видел до этого никогда: они бросаются в глаза тем, что словно поставлены на опору из других камней (чаще всего трех) рукой какого-то неведомого исполина. Очевидно, именно эта особенность дала почву для рассуждений о том, что задолго до того времени, как в этих местах поселились саамы – коренные жители Кольского края, здесь находилась таинственная Гиперборея, страна богатырей, живших по тысяче лет и создавших уникальную цивилизацию.

Действительно, трудно не поверить в существование великанов при виде гигантского каменного сооружения среди тундры, в окружении россыпи гранитных обломков, поросших лишайником. Однако есть и другое, вполне прозаическое объяснение: по мнению ученых, таявший ледник и не на такое был способен. Как бы ни относиться к происхождению сейдов, отрицать, что они обладают какой-то особой притягательностью, нельзя. Не зря они до сих пор считаются у саамов священными. Самый знаменитый сейд Кольского полуострова – Летучий камень.

По преданию, огромный камень прилетел сюда из Скандинавии. Он летел медленно и долго, выбирая место, где опуститься на землю навсегда. Но нашел его только в самом потаенном уголке полуострова, рядом со священным озером Сейдъявр. Легенда утверждает, что будет он здесь лежать, пока люди не нарушат покой здешних болот и лесов. До того времени он будет охранять саамов. Когда началась христианизация саамов, то православные миссионеры пытались уничтожить Летучий камень, свалить этот языческий символ. Но сейд устоял.

Полностью легенда о Летучем камне до нас не дошла: осторожные саамы не рассказали ее первому исследователю их истории В. В. Чарнолусскому, хотя в конце 20-х годов, когда проводилась этнографическая экспедиция, многие из них хорошо знали этот миф. Поразительны не столько размеры камня и малая площадь опоры, сколько то, что породы в основании сейда совершенно отличаются то его пород. Сам сейд – почти угольно-черный, а лежит он на светлых гранито-гнейсах, из которых состоят и окружающие скальные выходы.

Многотонный валун посреди бесконечных болот, поросших редким лесом, вызывает душевный трепет и пробуждает веру в сверхъестественное. Саамы особо почитали Летучий камень: у него спрашивали совета шаманы, сюда приносили больных, здесь принимали самые важные решения. Он до сих пор пользуется у них уважением, не всякого постороннего человека саамы проводят к сейду. А самостоятельно сюда добраться почти нереально: дорог в этих краях нет, зимой еще можно проехать на снегоходах, а летом – только вертолетом. Потом придется плыть по речным протокам, где не поможет никакой навигатор.

Но тот, кто побывает у Летучего камня хотя бы однажды, навсегда запомнит этот символ могущества природы и поймет, что истинные ценности жизни находятся далеко от повседневной суеты.


Адрес: Мурманская область, озеро Сейдъявр, гора Сейдпахк

Среди чарующих ландшафтов Европейского Севера внимание привлекают необычные каменные конструкции.

Установленные так внешне неустойчиво, что, кажется, и стоять не должны, они сумели-таки выстоять под напором временных факторов и событий.

Это сейды - культовые изваяния древних саами.

В саамской традиции «сейд» - одухотворенный объект всеобщего поклонения. Им может быть дерево, гора, камень и рукотворное каменное сложение.

Характерные особенности сейдов

В расположении святилищ древних саами в Карелии выделяется несколько характерных признаков:

  • культовые комплексы располагаются на пологих, часто безлесых, вершинах гор;
  • скопления камней сейдов всегда располагаются на скальных поверхностях (сейды никогда не возводились на других, послеледниковых формах рельефа);
  • сейдам сопутствуют небольшие верховые озера - палеоводоемы;
  • один из первостепенных ландшафтных атрибутов святилищ - наличие ущелий, трещин в скалах, разломов и подобных образований.

Результат с источниками и уточнения особенностей сейдов Карелии позволил определить места возможного расположения крупных скоплений культовых камней древних саамов на Кольском полуострове и посетить эти места в 2004 и 2005 гг.

Фото 5. Для сейдов часто выбирались валуны, имеющие повреждения, выветривания. Гора Двойная, Кольский полуостров

Были обследованы северные районы Кольского полуострова от Лиинахамари до горы Северный Сейдпакх.

В этой полосе было выявлено несколько крупных комплексов, по предварительной оценке, состоящих из нескольких тысяч культовых камней.

Обзор плато сейдов Кольского полуострова позволяет выделить конструктивные и ландшафтные внешние признаки, по которым с большой степенью вероятности можно отнести тот или иной сейд к рукотворным объектам.

К первым относятся особенности установки камня, условно названные архитектурой сейда.

Так, валуны околосферической формы имеют опоры под центром, плоскиеобломки скал обычно возводились горизонтально на трех-четырех опорах, камни околокубической формы часто удерживались на ребре при помощи одной опоры.

Стандартные признаки сейдов - визуально неустойчивая установка валунов, использование опорных камней цвета, отличного от цвета самого сейда, использование , нехарактерной для данной местности.

Фото 6. Редкая компоновка: один трехопорный сейд опирается на другой. Гора Двойная, Кольский полуостров

На плато сейдов собственно камням-сейдам часто сопутствуют другие конструктивные элементы: каменные кучи и пирамидки, очажные и квадратные выкладки, заложенные камнями трещины в скалах.

Выявлены даже характерные для данной местности «стили».

Их существование в установке камней может говорить о длительном времени развития и существования этого культа, а также, вероятно, о некоторых отличиях в культурном плане между племенами, обитавшими в различных районах Карелии и Кольского полуострова.

С другой стороны, различные стили соответствуют различным формам рельефа.

Рукотворность комплексов плато сейдов подчеркивают и ландшафтные признаки.

Они установлены только на скальных поверхностях, на доминирующих над местностью высотах, вблизи небольших или источников.

Фото 7. В сейдах часто наличествует не только инженерная, но и эстетическая составляющая. Териберка

Сейды никогда не возводились на хаотических скоплениях валунов, оставленных ледником.

Условные центры культовых комплексов - и рукотворные конструкции, отличные от сейдов, и естественные образования.

На горе Кивакка в Карелии (название которой происходит от Киви Акка - «Каменная Баба») сейды группируются вокруг разлома, проходящего через вершину горы, а на горе Двойной центрами служат скальный останец на одной вершине и небольшая каменная пирамидка, возведенная над трещиной, на другой.

На карельской горе Нуорунен - собственно центральная вершина, на террасе вокруг которой сгруппированы сейды.

По этим признакам можно предположить, что древние обитатели Севера выбирали места для возведения культовых комплексов на некотором удалении от определенных природных объектов - останцов, скал, ущелий, провалов, которые, видимо, обожествлялись, как и сами сейды.

Культ сейдов

Для сооружения сейдов использовались валуны, принесенные ледником из других мест, а в некоторых случаях обломки скал, удаленных не более чем на несколько сотен метров.

Но откуда возник культ сейдов?

Фото 8. Треснувший валун, обе части которого приподняты на опоры. Подобная компоновка зафиксирована в комплексах сейдов горы Воттоваара, Лиинахамари. На фото: сейд на горе Нуорунен, Северная Карелия, Паанаярви

В Скандинавии по некоторому внешнему сходству принято считать культ сейдов заимствованным от культа дольменов Южной Швеции.

Истоки культа сейдов кроятся в специфике северной природы.

На чем хочется остановить свой взор в окружающем ландшафте?

На то, что из него выделяется, - на запрятаный среди камышей скалистый остров, на самую крутую гору, бездонный или таинственное ущелье.

Именно возле таких «темных пятен», именовавшихся термином «урочища», наши предки чаще всего возводили свои святилища.

Немногочисленные валуны, оставшиеся на возвышенностях после схода ледников, не могли не вселять в древних саамов благоговение и страх, не способных объяснить происхождение столь странных природных образований.

Фото 9. В распространенном представлении лапландский сейд выглядит именно так: эффектная глыба на трех опорах, парящая над тундрой. Район горы Северный сейдпакх

Отсюда и наделение сейдов магическими свойствами вплоть до их обожествления.

Распространение сейдов вполне укладывается в эту традицию копирования магических символов.

В тундре на подступах к горе Двойной возвышается небольшая сопка среднего высотного диапазона, но доминирующая над местностью.

На вершине ее ни одного сейда, и только у подножия, на небольшой террасе возле двух малюсеньких водоемов, располагается компактное скопление из десятка сейдов.

Наличие воды требовалось для отправления ритуалов, приношений и других или мистических действ.

Фото 10. Неустойчивая вертикальная постановка. Один из отрогов горы Двойной, Кольский полуостров

Была определяющим фактором в выборе места для расположения сейдов.

Саамы издревле увязывали горы с раем, а верховые озера считали прообразами источников мировых запасов воды.

Неподалеку от озер располагались и сейды, возведенные некогда на территории современных Швеции (озеро Виксиярви, гора Мионювара) и Финляндии (озера Кикасярви, Наккалаярви, Сомасярви).

Сосредоточение множества культовых камней на плато сейдов подчеркивало «святость» данных мест.

Вероятнее всего, плато были своеобразными религиозными и культурными центрами древних саами.

Очевидно, что обнаруженные святилища далеко не последняя точка в их исследовании. Впереди новые поиски, новые экспедиции.

- 2671

Ещё одна сакральная загадка русского Севера – огромные ходячие камни – сейды. Некоторые экспедиции наблюдали уникальное явление самопроизвольного передвижения или переворачивания гигантских камней. Геологи, повторно посещая плато сейдов в Ловозерских горах (Мурманская область), обнаруживали: некоторые сейды находятся на других местах. Но следы какого-либо передвижения отсутствуют! Поневоле вспоминаются саамские легенды о священных сейдах – летающих камнях. Известный этнограф Владимир Чарнолусский весь Север называл Страной летучего камня.
– Действительно, существует феномен так называемых ходячих камней, – подтверждает мнение этнографа Чарнолусского археолог Кирилл Веселаго. – Факт способностей огромных камней загадочно перемещаться не оставляет безучастными учёных-физиков уже много лет.

СЕЙДЫ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Сейд не может не привлечь взгляд. Когда я впервые увидел такой камень, мне сказали, что это – просто метка, которой лопари обозначили оленью тропу через перевал. Массивная глыба полутораметровой высоты почти квадратной формы была отчетливо видна на фоне снега, странно удерживалась на склоне горы. Она была видна отовсюду. Просто летающий камень – сказали мне. Просто сейд.

“Бог Сторюнкаре часто появляется во время рыбалки, охоты на птиц в виде фигуры человека очень прекрасного роста, одетого в одежды такие же, как там, в обычае, только черные... и единственная разница, что ступни у него как у птиц. Фигуру Сторюнкаре делают из камня... и говорят, что идолы лаппов – большие камни в лесах, пустынях или на горах... Эти камни грубы и никак не оформлены, но они воздвигают их и делают, таким образом, статуи Бога меж скалами, на горах, на берегах рек или близ троп.” Так отзывался о скандинавских сейдах королевский географ из Уппсалы И. Шеффер в знаменитом труде “Лаппония” в 1673 г.

В Эдде встречается слово Seidhr в смысле “волшебство”, еще чаще находятся слова с корнем seid в сагах: sidha – колдовать, seidhberendr – волшебник. Но скорее всего прав Шеффер: „Слово “сейд” - пишет он - обозначает всякого рода божественность.” Сейд – русское слово, в других языках, например, в финском, оно звучит как “сеита” (seita), в норвежском и шведском как “seide”, в лапландском “sieidde” (сайад). На территории четырех этих стран и находится Саамиедна – страна саамов (лаппов или лопарей), страна сейдов. В России это территория Кольского п-ова. Или полуострова Кола (“рыба” по-саамски), как он назывался до революции и до сих пор зовется на всех других языках.

Древние финские корни “lappes” – “изгнанные” или “lapu” – “предельная граница” и “ведьма” одновременно... Датчане боялись шведских колдунов, те опасались норвежских, норвежцы верили в финскую ворожбу, но даже финны боялись лаппов. Еще в 1584 г. Иван Грозный послал за самыми лучшими волхвами – лапландцами, дабы истолковать явление кометы. Те предрекли ему смерть, что и сбылось 18 марта того же года.

Они, возможно, первые оленеводы в Европе, до сих пор сохраняющие свой образ жизни. От времен последнего Ледника. Туманная и темная Похъяла – олицетворение “нижнего мира” в карело-финском эпосе “Калевала” – это Лапландия. Страна вечного мрака. Или, наоборот, незакатного солнца. В зависимости от сезона. Может, “предельная граница” – это то, что мы называем “полярным кругом”?

Классический сейд – это камень размером от среднего валуна до изрядной глыбы, поставленный на один или несколько меньших камней-подставок. Часто еще один или несколько камней лежат сверху. Иногда сейды поставлены на самую неустойчивую часть – ребро или узкую вершину. Бывает, что камни стоят к тому же на крутом склоне или самом краю обрыва. Вообще кажущаяся “неустойчивость” – их характерная особенность. Будто бы глыба упадет при малейшем прикосновении. Но она стоит тысячи лет! Рискну предположить, что сейд, как и большинство культовых сооружений, может представлять собой модель мира, внешне неустойчивого, но очень стабильного.

Академик Б. Рыбаков предполагал, что сейд символизирует волшебную мельницу Сампо из эпоса “Калевала”, а та – гигантская неолитическая зернотерка – примитивное устройство из двух плоских камней. Трудно представить себе мифическую Сампо. Изготовленная в начале времен кузнецом Ильмариненом из двух камней (не напоминает ли это классический сейд – один камень на другом?) и имеющая некие “корни” (“подставка” Сейда?), огромное сооружение хранилось в утесе. Похищение Сампо из мрачных земель Похьялы – основной сюжет эпоса. Пленение идола другого племени – распространенная тема в мифологии. Сделайте выводы сами. Только нужно сказать, что принадлежность земледельческого культа – зернотерка среди ягеля и гранита Лапландии – явление маловероятное. К тому же, зернотерка с корнями... Может быть, Сампо – символ коловращения мира?

Многие сомневаются в том, что сейды – рукотворные сооружения. В самом деле, камни, пусть и странно поставленные, никак не обработаны. Но еще сложнее было бы объяснить их существование результатами движения и таяния ледника. Во-первых, ничего подобного нет в других местах планеты, также бывших подо льдом. Во-вторых, целые комплексы камней в одних местах полуострова и отсутствие их в других мало объяснимы природными причинами. Втретьих, “подставки” сейдов – часто камни других пород, нередко камней именно три. Можно привести еще много доводов. Да и Шеффер писал, что cейды “воздвигают”.

По всей Лапландии вплоть до XIX в. были описаны приношения сейдам рыбы, мяса, крови и оленьих рогов. Рога клали обязательно концами вверх. Возможно, каждый саамский род (сайво) имел собственный камень. Женщин к священным камням не допускали, да и сам глава рода опасался подходить к камню близко. Во многих известных камнях жил дух того или иного “нойды” – лапландского шамана. В случае недостатка внимания к себе он мог принести большие неприятности, покинуть камень или улететь вместе с ним. Считалось, что камни Стоунхенджа были перенесены из Ирландии кудесником Мерлином. Думали также, что все сейды – окаменевшие волшебники. Нойда мог превратиться в камень, если его называли настоящим именем. Но дух его в камне оставался.

Лапландцы никогда не претендовали на то, что мегалиты были воздвигнуты ими, так же как Стоунхендж не был сооружен историческими племенами Британии. В археологии существует термины “культура комса” и “прото-саамы”. Воздвижение сейдов приписывается именно им. Часто саамы называют сейд просто стариком или старухой. Не память ли это о древнем народе? Возможно, саамский язык, который сильно отличается от других языков финно-угорской группы, имеет влияние языка этого древнего народа...

И. Свенск. Геология и минерагения Кольского региона. Труды Всероссийской (с международным участием) научной конференции и IV Ферсмановской научной сессии, посвященных 90–летию со дня рождения акад. А.В. Сидоренко и д.г.-м.н. И.В. Белькова.

Подземные города Гипербореи

Давно замечено, что некоторые города: Мемфис, Константинополь (Стамбул), Киев, Санкт-Петербург, сыгравшие заметную роль в истории человечества находятся географически в узком коридоре около 31 градуса восточной долготы. Интересно, что эти города находятся на проекции Млечного пути.

Фото мегалит "Вороний глаз"

Если к широте СПб прибавить 9-10 градусов, то там в Мурманской области Кольского района находится село Тулома (68 с.ш. 32 в.д.) - "мать Тулы" в переводе с санскрита. Там еще и река тоже Тулома. "Может быть там надо искать Гиперборею?" - задумались исследователи.

Само слово "Тула" по-русски означает "спрятанная", "затуленная", нечто тайное, может быть подземное.

Есть версия, что 26 тысяч лет назад земная ось в очередной раз поменяла угол наклона и Северный полюс оказался там, где он сейчас находится. Континент Арктида начал быстро обледеневать. Жители-гиперборейцы все это заранее знали и организованно отправились осваивать другие земли, прежде всего Евразию. Там они жили распрекрасно, пока 13 тысяч лет назад не взорвался Фаэтон и его спутник как-то перелетел к Земле. Это наша теперешняя Луна. К счастью они не столкнулись (иначе бы все погибло) , так как магнитные оболочки космических тел "спружинили". Но катастрофа на Земле все же была очень существенной. Это все, напоминаю, версии. Несчастные жители Земли, те, кто остался в живых, переместились в подземные обиталища. Возможно, что они заранее построили себе подземные города, так как были товарищами вполне продвинутыми и могли предвидеть грядущую катастрофу. Там они и пребывали долго, может быть несколько тысячелетий, пока на поверхности ситуация как-то не изменилась в лучшую сторону. Рождались дети, менялись поколения, становясь все ниже и ниже ростом. Многие знания утерялись, но кое что осталось. Их наша псевдоистория и называет пещерными жителями-дикарями.

Когда люди вышли на поверхность, то можно сказать началась очередная новая цивилизация - наша. Правда не сравнимая уже по уровню с гиперборейской.

Кольский полуостров . Там куча всяких поразительных мегалитов, сейдов, шаров в скалах, пирамид в два раза старше египетских, колонн и т.п. Мегалиты ориентированы строго астрономически. Например "Вороний глаз". (снимок вверху) Он был больше, но подразвалился. Есть про него древние русские легенды. Бог Варуна, управляющий стихией движения звездного неба, и наблюдающий за путями, кои исходят от врат междумирья. Ворон - птица вещая, верный спутник Варуна. И не случайно название Варуна весной 2000 года астрономы присвоили крупнейшей трансплутоновой планете.

Лидия Ивановна Ефимова многолетними наблюдениями подтвердила принадлежность этого комплекса к древней пригоризонтной обсерватории возрастом не менее 27 тысяч лет.

Этот комплекс называют "Обсерватория Варун". В день весеннего равноденствия в наблюдали восход солнца и 21 марта луч показал им точку восхода. А в день осеннего равноденствия зафиксировали точку захода солнца камнями. А 13 тысяч лет назад опять поставили камни где им тогда надо было. Сейчас линия изменилась конечно. В день зимнего и летнего солнцестояния тоже аналогично фиксировали где находилось солнце. То есть все камни там лежать не случайно.

Подземные города там тоже должны быть, просто обязаны таки. Нашли гигантские тоннели протяженностью в несколько километров неизвестно когда построенные. История их обнаружения и исследования окутана разнообразными шпионскими тайнами.

Следы подземных цивилизаций в Приполярье интересовали в начале ХХ века германских нацистов. Полагали, что там до сих пор живет древняя цивилизация, у которой можно позаимствовать технологии и оружие. По тибетским данным входы туда находятся на полюсах планеты. Немцы думали, что Россия обладает этими секретами. Историки считают, что немцы вывезли с Кольского полуострова многие артефакты. Началась охота за материалами.

Сегодня входы в тоннели замаскированы, завалены или взорваны, затоплены. Лидия Ефимова рассказывает, что они спускались с резиновыми лодками в полузатопленные тоннели, напоминающие метро.

Кольские пирамиды окутаны тайнами. В 1935 году был расстрелян исследователь Барченко. Все его материалы до сих пор засекречены. Он с 1921 года по заданию Дзержинского изучал артефакты Севера. В наше время север исследовал Валерий Демин. Колонны, плиты с загадочными надписями. Найден вход в подземный лабиринт. Но исследовать его ученые не смогли. Словно некая сила не пускала из внутрь. Во время второй экспедиции Демин почувствовал себя плохо и вернувшись в Москву, через два месяца умер. Последующие экспедиции нашли пирамиды до 50 метров высотой со ступенями и желобом в труднодоступном районе Кольского полуострова. Просветили георадаром, подтвердилось, что это рукотворный объект. Внутри пустоты, возраст не менее 9000 лет. Зачем их строили неизвестно. По привычке предположили, что это обсерватория.

На нашем русском севере находят много следов пребывания наших предков. Это различные мегалиты, петроглифы. В разных районах Кольского полуострова сохранились основания древних построек. Сказать что они являются природными образованиями мешает правильность их форм, обработанных с симметричными фасками, ровными пропилами, отверстиями и т.д.. Каменные кладки из правильных блоков сохранились во многих местах не только на севере, но и в Сибири и на Урале.

Некоторые камни покрыты твердой стекловидной глазурью неизвестного происхождения. Вопрос о том кто и когда все это сделал остается открытым. В некоторых местах пропилы уходят под землю или под руины. Лидия Ефимова обратила внимание на сухие площадки в форме вытянутых прямоугольников. Они углубленные от двух до пяти метров, разделенные валами, имеют соединение в виде траншей. Дно этих предположительно жилищ выложено булыжником.

Известно, что во многих местах Земли имеются подземные полости, где теоретически могли существовать кто-нибудь. Под Гизой например нашли целые колоссальные пещеры, в Турции нашли подземные рукотоворные города (один из них Деринкую), построенные явно для жизни, для длительного пребывания в них.

Эти города находятся на расстоянии 30-40 километров друг от друга и между ними подземный тоннель. В этих городах предусмотрена вентиляция воздуха, все коммуникации. Эти города 8-этажные вглубь земли с улицами, площадями, колодцами... Интересно, что там нет никаких следов копоти, значит там не пользовались огнем. Это вопрос, ставящий в тупик ученых. Некоторые города в Турции были найдены в середине XIX века, Деринкую - лет 50 назад. Сейчас туда водят туристов.

В Греции где Парфенон, пещеры на острове Крит (Минотавр там еще бегал), в горах Южной Америки, на Юкотане, по Тибет нечего и говорить. В Северной Америке ученые считают, что центром подземных ходов на их континенте является гора Шаста. Ее американские эзотерики считают пупом Земли. Но какие-то раскопки пока не дали результатов.

Народная молва настойчиво глаголет, что и в Сибири есть подземные города (под плато Путорана например) и конечно у нас на Урале (от Арктики до Тибета можно пройти под землей). И на Кавказе есть подземные города. Короче говоря везде. Порой эти подземные сооружения сделаны из гигантски каменных блоков, что роднит их с египетскими пирамидами. Тысячелетиями в разных уголках Земли ходят легенды о подземных городах, вратах в царство Богов и чудовищ. Есть ли за этими мифами хоть толика правды?

Есть версия, что тоннели пронизывают всю Землю, проходят в том числе и под океанами от континента к континенту, их называют палеотоннелями. Их длина тысячи километров. Они имею стекловидные гладкие стенки. В наше время построить тоннель в несколько десятков километров - это очень трудоемкий и сложный процесс. Понятно, что палеотоннели построили представители древних цивилизаций, обладавшие совсем иными технологиями. Например лемурийские драконы - ящеры могли их прожигать для своего перемещения, после того как им пришлось покинуть поверхность Земли.

Подземные города не фантастика, а факт. И их много. В России известны подземные монастыри, катакомбы в Крыму, искусственные то есть рукотворные пещеры на Кавказе, Урале, Алтае и в других местах. Баксанское и Малкинское ущелья, идущие параллельно друг другу в Кабардино-Балкарии наверняка связаны друг с другом. Там же есть подземный "Старый город", вход в который находится в горе. Под землей протекает река, вдоль нее улица ведет к площади. На середине площади что-то вроде сакрального камня. Об этом рассказывали местные аксакалы. В Старый город организовал экспедицию Космопоиск. Оказалось, что узкий лаз метров через 30-40 порядком завален. Место сейсмоопасное, могли быть землетрясения. Два сезона исследователи его расчищали но еще копать и копать. Исследователи составили карту штолен и ходов. Кабардинцы говорят, что до них здесь жил какой-то другой народ, причем и на поверхности земли и под.

Есть предположение, что такие подземные города-катакомбы находятся повсюду и особенно под всеми крупными городами. Интересно кто-то там обитает сейчас? По легендам эти города строили люди-великаны (нарты) или наоборот люди-карлики. Но если судить по высоте тоннелей - они рассчитаны как раз на людей примерно нашего роста.