Вепсы принадлежат к малочисленным России. В 500 году до н.э. относились к финнам, жили в Межозерье – территория между большими озерами: Ладожским, Онежским, Белым. Сегодня они проживают разобщено в Республике Карелия Прионежского района, нескольких районах Вологодской, Ленинградской областей.
Вепсы этнические жители северо-запада России. По географическому признаку делятся на – южных, средних, северных. Обособленно стали обитать к концу первого тысячелетия. До середины XVIII местом проживания была Карелии, берег Онежского озера, село Шокша.

Народ Вепсы

Численность

Вепсов еще называли – бепся, дюдиникад, вепспайне, вепсь. До революции 1917 этот этнос назывался — чудь.
Общее число жителей регрессивно изменялось:
Годы Численность (человек)
1896 — 25 285
1927 — 32 775
1939 — 32 054
1959 — 18 400
1970 — 8 281
1979 — 8 094
1989 — 12 501
2002 — 8240
Перепись 2010 — число вепсов России составило – 5936 человек. С увеличением миграции увеличилось их число в столице Карелии:

Миграция вепсов в Петрозаводск

Год Средний процент вепсов
1927 — 1,2%
1938 — 25,2%
1971 — 44,1%
1988 — 51,7%
2002 — 55,7%
1994 — Вепсская волость создана в Прионежского районе. Но муниципальная реформа 2006 года упразднила её, сейчас на территории Карелии находятся три сельских поселения вепсов — Шокшинское, Шелтозерское, Рыборецкое.

Основные занятия

Земледелие – основное занятием, возводили зерновые. Выращивали огородные культуры – морковь, картофель, свеклу, репу, капусту. Охота, животноводство, рыбная ловля, сбор даров леса был большой помощью семьей. С XVIII века получили развитие лесозаготовка, бурлачество, сплав на реках, гончарное ремесло, разработка декоративного камня.

Духовность

Православные христиане, почитают обряды, основанный на церковном календаре. Почитаемые праздники — Пасха, Рождество, Троица, Иванов, Егоров день. Но у вепсов многое сохранилось от язычества, они почитают медведя, волка, ястреба, щуку, хозяина леса. Существует поверья о водяном, домовом.
Большая часть обрядов свадебных, родильных, поминальных исполняется родным и русским языком. Фольклор богат во всех его проявлениях. Устное народное творчество представлено частушками, колыбельными песнями, пословицами, сказками, лирическими песнями. История жизни героя по имени Вир лежит в основе вепсского эпоса.
Кантеле – музыкальный инструмент, похож на гармонь, но с минорным музыкальным ладом, собирал в праздники молодежь, детей. Декоративно – прикладное искусство богато, разнообразно: плетением бересты, вышивка, гончарное творчество, резьба по дереву, глиняные скульптурами малых форм.
1980 — стал началом возрождения вепсской культуры, языка, образования, литературы. 1992 год в Петрозаводске организуют общество вепсской культуры, издается газета, проходят традиционные вепсские праздники, фестивали творчества.

Поселения и жилища

Расположение жилищ, усадеб определялось линиями озер, рек. Жилища сохраняют традиционный интерьер русской избы с разницей, что печь является центром строения.

Язык

Вепсский язык классифицируют к языковой ветви прибалтийско – финской. Четко выражены три языковых диалекта по местам проживания. До 1930 письменность была на основе латиницы, а спустя семь лет была неудачная попытка перевести на кириллицу, но ни одной книги в такой редакции не вышло. Алфавит с кириллицей сейчас не востребован, хотя официально существуют 2 вида алфавита. За всю историю вепсского языка вышло 70 книг, учебники и пособия. Сейчас он преподается в Финско – угорской школе в столице, а также в нескольких ВУЗах Карелии.

Пища

Любимым блюда — рыбные, её жарили, вылили, сушили, варили. Уха — летом из свежей рыбы, а зимой — из сушеной. Первые блюд готовили мясные, грибные супы, похлебки, щи со щавелем. Хлеб пекли из зерновых культур, выращенных семьей. Открытые пироги ягодные, грибные, рыбные были любимыми лакомствами. Пища богата мясом животных, выращенных дома и дичью. Мясо вялили по специальным рецептам, хранилось оно около двух лет. Варили пиво к особым праздничным событиям.
В качестве послесловия
На Земле живет порядка 7 миллиардов человек, около 2 тысяч народностей. У каждого, даже самого маленького этноса такого, как вепсы — своя история, традиции, ценности, язык, образ жизни, которые чтят и берегут свою самобытность.

В древние времена, еще до того, как восточные славяне (новгородцы) проникли на соседние территории, на обширном ареале земель южной стороны Онежского озера жили народы племени весь. Существует определенное мнение относительно названия этого племени: древнее «весь» имеет то же происхождение, что и наименование современных вепсов. На протяжении достаточно длительного периода существования этот народ называли еще чудью, чухарями и кайванами. Его представители хоронили своих умерших родственников в грунтовые ямы или сооружали для них «домики смерти» - небольшие, поставленные на поверхности бревенчатые срубы.

Вепс - народность, представляющая финскую уральской семьи и относящая себя к карельским ветвям. Ближайшими родственниками этого языка являются карельский, финский и ижорский.

История вепсов

Существует не так много сведений об истории вепсов. Достаточно часто отсутствует информация об их жизни на протяжении столетий.

В первую очередь это обусловлено тем, что древние племена весь жили исключительно на самых глухих территориях, размещенных среди озер, рек и болот в тайге. Занятия земледелием было недостаточно для того, чтобы этот трудолюбивый народ мог обеспечить свое существование. Поэтому весомым дополнением к нему было рыболовство. Также вепсы занимались собирательством лесных даров. Среди запасов на крестьянском дворе значительное место принадлежало:

  • рыбе;
  • пернатой дичи;
  • пушнине;
  • клюкве;
  • грибам.

Их использовали не только в качестве продуктов питания. Большое количество этих запасов жители племен вывозили на городские ярмарки. Там в обмен на них люди, имеющие национальность вепс, получали значительное количество хлеба, соли, ткани, орудий труда и охоты и других необходимых для обеспечения жизнедеятельности товаров.

Зимой жители этих земель заготавливали лес и перевозили его к сплавным рекам. Для этого они использовали санные подводы. Это занятие тоже являлось дополнительным заработком.

Кроме того, вепсы занимались и другими видами деятельности:

  • камнерезными промыслами;
  • гончарным и катавальным ремеслом.

Тяжелые условия жизни

Для географического расположения вепсских поселений было характерно и то, что их от торговых путей, городов и почтовых трактов отделяло значительное расстояние. Этим обусловлен тот факт, что они фактически не были вовлечены в социально-политические процессы, которые происходили в государстве.

Несмотря на принятие христианства, в быту и обрядах вепсов сохранилось много национального и самобытного. Но постоянное русское влияние все-таки внесло свои коррективы в их образ жизни, занятия и культуру.

Согласно данным некоторых исследователей, в начале 16 века жители Белозерско-Пошехонского края разговаривали на своем особом языке, несмотря на отличное знание русского и православную религию.

Первая всероссийская 1897 года не зафиксировала национальность вепс.

До начала 20 века вепсы жили в очень тяжелых условиях. Писатель А. Петухов отмечал, что их жизнь характеризовалась "бездорожьем, бесхлебьем, безграмотностью, отсутствием своей письменности".

В 20-30-х годах жизнь вепсов кардинально изменилась. В 1932 году состоялось образование Комитета нового алфавита. Перед ним были поставлены такие задачи:

  • развить письменность малых народов на их языках;
  • подготовить национальные просветительские кадры;
  • издать учебную литературу.

Для разработки вепсского алфавита была использована латинская основа. Происходит открытие изб-читален, 57 школ, строительство больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, общественных столовых, яслей. В Лодейнопольском педагогическом техникуме открывается вепсское отделение.

Большое значение для развития имели образовавшиеся национальные советы и Оятский (Винницкий) национальный район.

В средине 30-х годов органы текущего учета зафиксировали максимальную численность представителей этого народа в государстве - примерно 35 тысяч.

Ухудшение экономического состояния и разобщенность вепсов

В конце 30-х годов начинается новый период в жизни людей, имеющих национальность вепс. Он отразил все сложные социально-политические процессы, которые происходили на то время в нашей стране.

Неоднократно проводятся административно-территориальные преобразования, вследствие которых возникает разобщенность вепсских земель. Эти изменения очень отрицательно сказывались на развитии народа, значительную часть которого переселили в другие районы.

Со временем вепсские земли все больше запустевали в связи с состоянием экономики всех северных деревень.

Сейчас численность этого народа в России составляет примерно 13 тысяч человек. Место, где живут современные северные вепсы - Карелия, южные - Вологодская область, а средние обитают в Ленинградской области.

Внешность вепсов

Очень сложно говорить о том, какой внешностью обладали древние вепсы. Скорее всего, ассимиляция повлияла на те изменения, которые произошли в ней. На протяжении долгих веков они контактировали со всякими народами, поэтому им не удалось избежать смешения крови.

Совершенно обычными людьми кажутся на первый взгляд современные вепсы, внешность которых не имеет каких-либо ярко выраженных национальных признаков. Эти люди имеют белые и черные волосы, худое и полное телосложение, маленький и большой рост, бывают красивые и не очень.

Но, невзирая на это, они являются самостоятельным народом, проживающим на своей территории.

Женская одежда вепсов

Традиционная одежда вепсов была праздничной и будничной. На женщинах в обычный день была надета шерстяная или полушерстяная юбка, имеющая продольный или поперечно-полосатый рисунок. Обязательным предметом являлся передник, который у девушек имел красный цвет, а у женщин в годах - черный. Длинная льняная рубашка с рукавами была украшена красивым орнаментом на подоле.

Женщины умели очень красиво вышивать. Поэтому часто можно было встретить северянку, одетую в 2 или 3 рубахи. При этом их приподнимали таким образом, что их края образовывали широкий узор. Это значительно улучшало вид, который имели женщины-вепсы, внешность их и самооценку.

Для того чтобы сшить будничный сарафан, использовали домотканый холст. Для праздничной одежды ткани покупали. В комплекте с сарафаном носили еще душегрейку (жилетку), а в холода надевали шугай (кофту на пуговицах) из сукна.

В зимнее время года женщины носили шубу или полушубок, сделанные из овчины. Праздничный вариант этой одежды был выполнен из заячьей шерсти и покрывался яркими шелковыми или шерстяными тканями, имеющими крупные узоры.

Что носили мужчины

Мужские костюмы вепсов состояли из рубах и двух штанов, которые затягивались шнуром на талии. Рубахи выпускали наверх и подпоясывали кожаными или ткаными поясками. Древние рубахи вышиты, тогда как более современные - покрашены.

В 19 веке для пошива верхних штанов начали использовать темную покупную ткань. Также изменились и рубахи, которые начали шить из покупного ситца или кумача. Зимняя мужская одежда этого народа представлена кафтанами из сукна, овчинными тулупами, крытыми материей, прямыми без воротника шубами.

С середины 19 века в состав праздничной одежды вепсов вошла поддевка - своего рода демисезонное пальто, имеющее сборки и длину по колено.

Особенности вепсского жилья и быта

Скорее всего, жилье древних вепсов практически ничем не отличалось от карельских домов. Это были срубы деревянных полуземлянок с очагом. Со временем началось возведение отдельных хозяйственных построек:

  • амбара для хранения продуктов;
  • риги для молотьбы зерна;
  • хлева;
  • бани.

Строительством последних чаще всего занимались северные вепсы. Южная часть этого народа очень длительное время использовала для таких целей обыкновенные домашние пески. Традиционные вепсское жилье было целым комплексом, который объединял дом и все хозяйственные постройки.

Помимо углового соединения построек главной особенностью вепсского дома было наличие четного количества окон и отсутствие крытого крыльца. В них имелись такие предметы быта вепсов, как:

  • столы, лавки и кровати из дерева;
  • колыбель для детей;
  • русская печка;
  • лохань с рукомойником;
  • ткацкий стан.

Традиции и обычаи вепсского народа

Вепсы относятся к православным народам. Но достаточно длительное время для них были характерны признаки язычества. Среди вепсов были колдуны, которые общались с духами, лечили и насылали порчу. С появлением церквей и монастырей они исчезли, но знахарки и ведуньи остались.

Вепс - народность, которая имеет свои приметы и поверья. Для того чтобы построить дом или похоронить человека надо было обязательно «выкупить» землю. Одежду для умершего человека выбирали только белую и обязательно стирали.

По-особенному относились к строительству дома вепсы. Обычаи этого мероприятия были следующими:

  • в новое жилье на первую ночь впускали кошку;
  • первым в дом должен был войти глава семьи с хлебом и иконой;
  • после главы в жилище входила его жена с петухом и кошкой;
  • из старого дома в новый приносили горячий уголек;
  • никогда не начинали строить избу на тропе.

Традиции вепсов тесно связаны с их верованиями:

  • духами неба;
  • домовым;
  • водяным;
  • духами леса, двора, сарая и другими.

Например, вода в их представлении была живым существом, потому что в ней обитал дух. Если его не почитать - он не даст рыбы, утопит или нашлет болезни. Поэтому в воду ничего не бросали, в ней также не мыли сапоги.

Традиционной была и еда вепсов. Главное место в ней принадлежало рыбе. Кроме нее еще употребляли ржаной хлеб, который выпекали самостоятельно, уху. Жажду местные жители утоляли репным квасом, овсяным киселем, напитками из лесных ягод, молоком и молочной сывороткой. Чай, как и самодельное пиво, были праздничными напитками. А мясные блюда готовились только для праздников и тяжелых физических работ.

Много бед пришлось пережить этому самобытному народу, имеющему интересную культуру, обычаи и фольклор. Судьба жителей северных районов, имеющих национальность вепс, никогда не была легкой. Но, невзирая на это, они остались самостоятельным народом, проживающим на своей родовой территории.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Вепсы. «Чудь», 2006


Общие сведения

В‘ЕПСЫ, бепся, вепсь, вепся, людиникад, тягалажет (самоназвание), народ в России. Живут группами на юге Республики Карелия (юго-западное побережье Онежского озера), в восточных районах Ленинградской и западных районах Вологодской областей. Численность 13 тыс. человек, в России - 12 тыс., из них 6 тыс. человек проживает в Карелии.

По данным Переписи населения 2002 года численность вепсов, проживающих на территории России, составляет 8 тысяч человек.

Говорят на вепсском языке финно-угорской группы уральской семьи. Язык имеет три диалекта: северный (шелтозерский, юго-западное побережье Онежского озера), средний (северо-восток Ленинградской области и Бабаевский район Вологодской области) и южный (Ефимовский, Бокситогорский районы Ленинградской области). Вепсский язык в 2009 году включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как находящийся под серьезной угрозой исчезновения. Распространён также русский язык.

Верующие вепсы - православные, но в быту сохраняются и языческие представления. Много ритуалов, связанных с огнем. Считается, что с помощью огня можно защитить от порчи. И это практиковалось, например, в свадебном обряде вепсов. Держа в руках горящую лучину, колдун обходил жениха и невесту, стоящих на сковороде. Окуривание как одно из самых важных обеззараживающих средств использовалось во многих обрядах вепсов (трудовых, лечебных, календарных и семейных). Перед отправкой на охоту или на рыбалку окуривались ружья и сети.

Предки Вепсов упомянуты в сочинении готского историка Иордана (6 век нашей эры), арабских источниках, начиная с Ибн Фадлана (10 век), в Повести временных лет (11 век, весь), у западно-европейских авторов - Адама Бременского (конец 11 века), Саксона Грамматика (начало 13 века). Археологические памятники древних Вепсов - многочисленные курганные могильники и отдельные поселения 10 - начала 13 веков в юго-восточном Приладожье, Прионежье и Белозерье. Вепсы сыграли важную роль в этногенезе карелов, а также участвовали в формировании северных русских и западных коми. В начале 18 века Вепсы были приписаны к Олонецким (Петровским) оружейным заводам и Лодейнопольской верфи. В 1930-х годах осуществлялась попытка внедрения преподавания вепсского языка (алфавит на основе латинской графики) в начальной школе. В конце 1980-х годов в некоторых школах снова начали преподавание вепсского языка; издан вепсский букварь. Большинство говорит по-русски, вепсский язык считают родным 37,5% Вепсов в Карелии и 69,8% в Ленинградской области. В 1980-е годы возникло движение сторонников возрождения вепсского этноса и его культуры.

Традиционное занятие - пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й половины 18 века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять бытовал гончарный промысел. В советское время у северных Вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие Вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах.

Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы.

Особенность женской традиционной одежды - бытование юбочного (юбка и кофта) наряду с сарафанным комплексом.

Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво (олуд), хлебный квас.
До 1917 сохранялись архаичные социальные институты - сельская община (суйм) и большая семья.

Семейные обряды сходны с северорусскими; отличия: ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии; два типа похорон - с причитаниями и с "веселением" покойника.

В 11-12 веках среди Вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (пертьижанд), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (нойд).

В фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими, в народной хореографии - танец с ложками. Сложилась собственная интеллигенция.

Известные вепсы:
Александр Свирский - русский православный святой, почитаемый в лике преподобного, игумен Зинаида Строгальщикова - общественный деятель, является представителем Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов Николай Абрамов - известный вепсский поэт, журналист, переводчик и актёр Рюрик Лонин - собиратель вепсского фольклора, основатель Шёлтозерского вепсского этнографического музея, писатель (писал на вепсском и русском языках), знаток и пропагандист вепсской культуры Анатолий Петухов - вепсский писатель. Пишет на русском и вепсском языках, являясь фактически первым вепсским профессиональным писателем.

В.В. Пименов

Очерки

История торопится, жизнь не спешит

Еще в начале XIX века в России мало кто знал о существовании вепсов. А между тем этот древний и самостоятельный народ упоминается еще в VI веке нашей эры готским хронистом Иорданом. Правда, под названием vasina. К концу первого тысячелетия нашей эры вепсы уже перебрались из Восточной Прибалтики и расселились между Ладожским, Онежским и Белым озерами. В «Повести временных лет», а это XI век, вепсы фигурируют под именем весь. Николай Карамзин пишет в примечаниях к первому тому своей «Истории государства Российского» (вышел из печати в 1818 году): «Меря, мурома, весь уже давно обратились в россиян» (стр. 31, издание 1988 года).

От перемены мест слагаемых

Но нашлись в XIX веке люди, которые не поверили в версию знаменитого историка. Финский ученый Иоанн Андреас (Андрей Михайлович) Шёгрен в 1824-1829 годах совершил большое путешествие по Олонецкой губернии и выявил существование целого народа, доказав, что это особый этнос со своим языком, фольклором, компактным проживанием. По сути, это было второе открытие древнего народа. Кстати сказать, до 1917 года вепсов именовали чудью. Андрей Шёгрен выявил четыре группы расселения вепсов: около Белозера, Тихвина, Лодейного Поля и Вытегры. Численность этого народа финский ученый определил приблизительно, на глазок. В одной из своих статей он пишет, что вепсов от десяти до шестнадцати тысяч человек. А позже (через четыре года) он доводит численность вепсов до 21 тысячи.В 1840 году вопрос о численности нерусских народов России взялся решить академик Петр Иванович Кеппен. Губернатору Олонецкой губернии Христофору Христофоровичу Повало-Швейковскому академик прислал соответствующую бумагу с просьбой определить число нерусских жителей. Через полгода в академию был прислан краткий ответ, что в Олонецкой губернии инородческих селений и самих инородцев не имеется. Типичная отписка высокопоставленного царского чиновника. Ответом Повало-Швейковского академик Кеппен не удовлетворился и направил губернатору вторичное, тоже официальное, прошение от Академии наук с просьбой предоставить требуемые сведения. После этого губернатор, конечно же, отдал своим подчиненным распоряжение заняться переписью нерусского населения. И вся процедура растянулась на шесть лет. Летом 1846 года была наконец-то составлена ведомость «племен инородцев, городов, уездов и деревень, где они обитают» с указанием числа мужских и женских душ, их вероисповедания и ведомственной принадлежности. В 1852 году Русское географическое общество выпустило в свет первое этнографическое исследование, посвященное нерусскому населению Европейской России. Общую редакцию осуществил академик Петр Кеппен. По его данным, в Новгородской губернии чуди насчитывалось — 7067 человек, а в Олонецкой губернии — 8550 душ обоего пола. Всего — 15617.Вся эта «быль-небылица» с вялотекущей переписью вепсов очень напоминает сатирический рассказ в духе Салтыкова-Щедрина. Но все же как бы медленно ни шел процесс, в начале XIX века зародилось научное изучение вепсов. В XX веке специалистов по вепсам было уже больше. Назовем таких ученых, как Степан Макарьев, Петр Успенский, Юсси Райнио, Пертти Виртаранта.

Найду ягод, добуду рыбы

Лишь в конце 1980-х годов в некоторых школах снова началось преподавание вепсского языка, был издан вепсский букварь. Большинство ныне живущих вепсов действительно говорит по-русски. Что же касается вепсского языка, то его считают родным 37,5% вепсов в Карелии и 69,8% в Ленинградской области. По данным переписи населения 2002 года, численность вепсов, проживающих на территории России, составляет 8 тысяч человек. В последнее двадцатилетие активно стала развиваться вепсская литература и поэзия. Первым из русских писателей, обратившихся к вепсскому фольклору, был Виктор Пулькин. В 1973 году он выпустил в свет книгу «Вепсские напевы. Этнографические новеллы», ставшую в некотором роде путеводителем по вепсским землям. Сложность ситуации заключается в том, что само зарождение литературы происходит в период угасания языковой культуры. Некоторые исследователи всерьез полагают, что еще два-три поколения, и вепсский язык, как национальный язык живого общения, исчезнет.

Держись за ритуал - он поможет

Огонь фигурирует в ритуальных действах вепсов в виде костра, горящей лучины, свечи, а также дыма. Сами действия, производимые с огнем (а это: обегание, прыжки, обходы, окуривание), несут в себе магический заряд. Считалось, что с помощью огня можно защитить людей от порчи. Во многих обрядах вепсов (трудовых, лечебных, календарных и семейных) использовалось окуривание как одно из самых важных обеззараживающих средств. Перед тем как отправить к венцу жениха и невесту, их сначала «окуривали». Держа в руках горящую лучину, колдун обходил новобрачных, стоящих на сковороде. Интересно, что и душу человека вепсы как-то связывали с огнем и дымом. Вепсы верили, что невидимая душа покидает тело человека незаметно, как бы под видом огня или дыма. После похорон одежду, принадлежащую покойнику, сжигали. Считалось, что с помощью таких действий душе будет легче попасть на небо.

Борьба за чистый огонь

Не менее интересны представления вепсов и о том, откуда берется огонь. О появлении огня свидетельствуют знаки. Например, рыжая белка в некоторых вепсских деревнях считалась предвестницей пожара.Еще в двадцатых годах прошлого века оятские вепсы добывали огонь трением сосновой лучины на станке для точения веретен из бересты. И делали они это не из какой-то особой любви к старине. Просто огонь, полученный вот таким допотопным способом, считался наиболее действенным, целебным, обережным. Вепсы верили, что пожар можно победить, нейтрализовать с помощью сооружения вокруг него символической преграды. Например, вепсы считали, что огонь может остановить молоко. С ним и совершался троекратный обход вокруг горящего дома. А затем молоко выливалось в огонь.

Много слов хороших и разных

Младописьменный вепсский язык в последнее время стремительно обогащается новой лексикой. В 1995 году вышел в свет «Учебный вепсско-русский и русско-вепсский словарь» под редакцией Нины Зайцевой и Марии Муллонен. В нем уже собрано много новых слов, ранее не существовавших в языке. Даже младописьменный язык не может создаваться путем прямого заимствования из других письменных культур. Это разрушит его целостность. Но в каждом языке есть уже устоявшиеся правила словообразования, их и надо придерживаться при сочинении новых понятий. Остается только добавить, что о новой лексике вепсы узнают прежде всего из газеты KODIMA (Родная земля). Она издается с 1994 года. Есть и интернет-версия этого издания. А не так давно появилась у вепсского народа и Библия на родном языке. Эту большую и сложную работу проделала Нина Зайцева. Но не только профессионалы-лингвисты сочиняют новые слова. Рождаются они и в толще народной. Прежде всего во время работы, игры, живого общения. Лежа на печи, слово новое не придумаешь. Надо потрудиться, чтобы его найти. Как тут не вспомнить вепсскую пословицу «спящему коту мышь в пасть не полезет».
***
ВОДЬ, вадьялайн (самоназвание), этническая общность в России, в Кингисеппском районе Ленинградской области. Официальные данные о численности отсутствуют. Язык водский финно-угорской группы уральской семьи, имеет два диалекта, бесписьменный. В настоящее время Водь говорят на русском языке.

По данным Переписи населения 2002 года численность водь, проживающих на территории России, составляет 100 человек.

Водь - древнейшее население края, занимала земли от реки Нарова и Чудского озера на западе и включая Ижорское плато на востоке. Позднее они входили в состав Новгородских земель ("Водская пятина"). Водь испытала сильное славянское, позже русское влияние, приняла православие. В русских летописях известна как вожане, а также под общим наименованием финноязычных народов - чудь. В результате многочисленных войн, моровых поветрий, неурожаев численность Водь постепенно сокращалась.

Традиционные занятия - пашенное земледелие, рыболовство, лесные промыслы. С конца 19 века усиливается отходничество в промышленные центры. В традиционной материальной культуре сильно русское влияние (орудия труда, средства передвижения, постройки).

До начала 19 века сохранялся женский костюм с чёткой градацией по возрастным группам: нательная безрукавная наплечная одежда, у девушек льняная белая (амы), у замужних синяя суконная (рукка), поверх - короткая кофта (ихад), старухи носили одежду типа рубахи (уммико). Головные уборы включали жёсткие и полотенчатые формы. Характерны несколько типов передника (льняные и суконные), одновременное ношение нескольких поясов, набедренники, нагрудники (риссико и мюэтси), украшенные вышивкой, тесьмой, бисером, раковинами каури. Прилужская Водь носила поверх рубахи несшитую юбку (хурстут). Во 2-й половине 19 века обычным становится русский сарафан (уммико, синякко).

Русское влияние отразилось также на традиционной обрядности, в частности свадебной. Характерны общедеревенские культовые братчины (вакковы) с коллективной варкой пива.

До 20 века сохранялись пережитки дохристианских верований: культовые деревья, источники, камни, реликты культа коня, барана и др.

Самоназвание - вепс (бепс) , также называют вепсов и соседние народы (ф. veps? , рус. вепс и т.д.). Происхождение слова неясно: возможно, мы имеем здесь дело с каким-то старым этнонимом, восходящим к довепсскому населению Межозерья. Впервые встречается, как принято считать, ещё у Иордана (VI век н.э., информация относится к более раннему периоду) в виде первой части загадочного названия народа Vasinabroncas. Др.-рус. Весь ‘вепсы’ используется в «Повести временных лет» при описании событий IX века. Не очнеь ясно, следует ли соотносить с вепсами далёкий народ вису , живущий на север от Волжской Булгарии в краю, где бывают белые ночи, о котром повествуют сочинения арабских и персидских средневековых географов (уже у ибн Фадлана в нач. X века). В западноевропейских источниках вепсы впервые упомянуты под именем Wizzi у Адама Бременского (конец XI века).Значительная часть вепсов (в основном - северные) называют себя l?di или l?dnik (ед.ч.), что совпадает с самоназванием карел-людиков, которых, в свою очередь, северные карелы могут называть veps? ‘вепс’. Это, очевидно, указывает на былое участие вепсов в сложении юго-восточной группы карел. Происхождение корня *l?di - следует связывать с рус. люди, люд (прежде всего в значении ‘простой народ, крестьянство’). Старые русские названия вепсов: Чудь (примерно с XII века употребляется вместо Весь ), чухари (от чудь ) и кайваны (также - название карел) - последнее связано, вероятно, с названием финско-скандинавской племенной группировки квенов: рус. (помор.) каяны ‘квены; норвежцы", ф. kainuu).Судя по широкой известности этно- и топонимов, производных от veps, в источниках IX-XIII веков, по той роли, которую играла Весь в ранней истории Древнерусского государства, это был весьма многочисленный и сильный народ. Нестор-летописец указывает на Белоозеро как на центр, где первоначальным населением была Весь. Вероятно, судя по археологическим памятникам (культура курганов приладожского типа) и топонимике, древнейшей территорией обитания вепсов было Межозерье -треугольник между Ладожским, Онежским и Белым озёрами, куда, как следует думать, они продвинулись ещё во второй половине I тыс. н.э. с запада или северо-запада, вытеснив или ассимилировав более древнее население, оставившее топонимы, которые можно рассматривать как саамские. На достаточно дальние связи вепсов в прошлом на востоке (если не о проникновении каких-то их групп на восток вплоть, возможно, до Северной Двины и Мезени) указывают, во-первых, упомянутые выше известия о них в трудах арабских географов, писавших о Волжской Булгарии: по крайней мере Абу Хамид аль-Гарнати (род. в 1070 г.) сообщает о том, что лично встречал группу купцов из народа вису - беловолосых и голубоглазых, одетых в меховые одежды и пьющих пиво, в Булгаре. Во-вторых, либо на былое проникновение заметных групп населения, говоривших на прибалтийско-финских языках, скорее всего - карельском или вепсском, либо на систематические торговые связи средневекового населения бассейнов рек Мезени, Вашки и Вычегды с этими народами указывают достаточно многочисленные прибалтийско-финские заимствования в коми-зырянских диалектах, прежде всего в самом западном из них, удорском, и прибалтийско-финская этимология др.-рус. Перьмь. О возможном наличии каких-то относительно крупных прибалтийско-финских анклавов в районе устья Северной Двины свидетельствуют и сообщения скандинавских саг о Биармии (Bjarmaland), которую викинги посещали в течение IX-XIII веков, и локализация которой сдвигалась на восток по мере продвижения всё дальше на восток походов викингов: от южного побережья Кольского полуострова в IX веке до устья Северной Двины в более поздний период.Как уже было сказано, Весь принимала участие в самых ранних событиях русской истории, в частности в «призвании варягов» в IX веке. По-видимому, с XI века земли вепсов начинают захватываться новгородскими феодалами и здесь начинает распространяться православие. В XI-XII веках часть вепсов, очевидно, смешалась с переселявшимися в Прионежье карелами, была ассимилирована ими и вошла в состав карел-людиков. Процесс ассимиляции вепсов карелами в Прионежье продолжался и в более поздние эпохи.Примерно с XIII-XIV веков, когда, с одной стороны, старые торговые связи Восточной Европы, в которых вепсы играли важную роль (путь «из варяг в греки», торговля по Волге через Волжскую Булгарию), оказались разрушены вследствие монголо-татарского нашествия, а, с другой стороны, между Новгородом и Швецией устанавливается более или менее твёрдая государственная граница, территория обитания вепсов - Межозерье становится своего рода медвежьим углом, и Весь перестаёт быть одной из важнейших этнополитических единиц Северной Руси. На севере своей этнической территории вепсы постепенно включаются в состав карел-людиков, значительная часть их, живущая в более оживлённых местах вдоль дорог и водных путей, по-видимому, ассимилируется русскими. Всё это приводило, с одной стороны, к сокращению территории обитания вепсов и их численности, с другой - к сохранению у них более консервативного уклада жизни.Традиционное занятие вепсов - пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й половины 18 века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять бытовал гончарный промысел. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах.Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы. Особенность женской традиционной одежды - бытование юбочного (юбка и кофта) наряду с сарафанным комплексом. Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво (олуд ), хлебный квас.До 1917 сохранялись архаичные социальные институты - сельская община (суйм ) и большая семья. Семейные обряды сходны с северорусскими; отличия: ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии; два типа похорон - с причитаниями и с «веселением» покойника.В 11-12 веках среди Вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (пертьижанд), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (нойд).В фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими.К XIX веку вепсы представляли собой в основном крестьянское население (государственные и помещичьи крестьяне), часть их была приписана к Олонецким заводам, прионежские вепсы занимались каменотёсным промыслом, работая в качестве рабочих-отходников и в Финляндии, и в Петербурге. Уже в этот период в публикациях о вепсах отмечается падение авторитета родного языка и распространение русского, особенно – среди молодёжи.В 1897 г. численность вепсов (чуди) составляла 25,6 тыс. чел., в том числе 7,3 тыс. проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 г. вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии. С 1950-х гг. ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 г. в СССР проживало 8,1 тыс. вепсов. Однако, по оценкам карельских учёных, реальная численность вепсов была заметно больше: около 13 тыс. в СССР, в том числе 12,5 тыс. в России (1981 г.). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 г. в СССР проживало 12,1 тыс. вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.Наибольшая по площади часть этнической территории вепсов располагается в Ленинградской области на стыке границ трёх административных районов (Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского).По названию бывших административных районов, а также рек и озёр, вепсы делятся на ряд групп: шелтозерские (прионежские) в Карелии, шимозерские и белозерские в Вологодской области, винницкие (оятские), шугозерские и ефимовские в Ленинградской области.Общая численность в России - 8 240 человек согласно переписи 2002 года, но эта цифра представляется заниженной.
В 1994 году образована Вепсская национальная волость в Прионежском районе Карелии (с 01.01.2006 г. упразднена). Население Вепсской национальной волости проживает в 14 населённых пунктах, объединённых в три сельсовета. Бывший центр волости - село Шёлтозеро - расположено в 84 км от Петрозаводска. Существует Общество вепсской культуры в Петрозаводске, пользующееся значительной помощью со стороны властей Карелии, и Вепсское общество в Санкт-Петербурге.