История древнего мира интересна и прекрасна. Она привлекает к себе многих наших современников. Даже спустя много лет людям интересен уклад жизни предков. И, конечно, вызывают любопытство самые известные памятники древнего мира — Семь чудес света.

Богатство древности

Нельзя с помощью пары слов рассказать о древнем мире. Это огромный пласт времени, который начинается в те далекие времена, когда только появился человек, и идет вплоть до средневековья. За это время люди успели многое создать. Именно тогда появились изобретения, которые по сей день считаются гениальнейшими.

Многое из того, что было создано до нашей эры и в первые века после рождения Христа, приносит пользу по сей день. Любой юрист может рассказать об огромном значении римского права, а филологи расскажут о том, какую роль сыграли древние языки, которые сейчас считаются мертвыми.

Именно тогда зародились мировые религии. Тогда поклонялись Зевсу и Артемиде, тогда родился Иисус. Чудеса древнего мира бесчисленны. Но среди них выделяют семь главных.

Семь чудес света

История древнего мира будет неполной, если не рассказать о Семи чудесах света. Список их менялся на протяжении веков. Но неизменным оставалось число. Их всегда было семь. Мир строился вокруг религиозных верований. Потому и число это выбрано неслучайно. Семь — это число Он считался самым красивым из всех богов. Он был покровителем искусств. А число его было символом завершенности и совершенства.

Самый первый список Семи чудес света был создан в III веке до рождения Иисуса. В него вошли самые значимые памятники архитектуры, которые только созданы были в то время людьми. Многие чудеса того времени до нашего не дошли.

Пирамиды Гизы

Великие пирамиды — это та важная часть, без которой история древнего мира не может обойтись. Самой известной из них стала Она признана самой большой. Потому сложно представить те адские муки, которые испытывали рабы при постройке этого чуда света. При возведении пирамиды был использован раствор, крепче и прочнее которого до сих пор нет.

Никто не может точно сказать, для чего воздвигнуты были эти грандиозные сооружения. Ранее считалось, что это гробницы правителей Египта — фараонов, а также их супруг. Но исследователи так и не смогли найти останки тел этих важных египтян. До сих пор это чудо света рождает много вопросов и загадок. А молчаливый Сфинкс продолжает охранять их.

Семирамиды

Висячие сады Семирамиды — это то чудо света древнего мира, которое не дожило до наших времен. Некогда сады были самым грандиозным сооружением Вавилона. Сейчас же недалеко от Багдада можно найти то, что от них осталось. Но некоторые ученые готовы поспорить, что те руины не являются напоминанием о втором по значимости чуде света.

Висячие сады Семирамиды — один из самых романтичных подарков не только в истории древнего мира, но и вообще в человеческой истории. Вавилонский правитель заметил, что его любимая жена Амитис заскучала по родной земле. В пыльном Вавилоне не было тех прекрасных садов, которыми они привыкла наслаждаться в детстве. И тогда, чтобы жена не тосковала, велел воздвигнуть это сооружение.

Некоторые считают, что это лишь красивая легенда. В трудах Геродота не было ни слова о Висячих садах Семирамиды. Но зато они подробно описаны у Бероса. История древнего мира хранит много загадок. И это одна из них.

Статуя Зевса в Олимпии

Имена богов древнего мира остались известными спустя многие столетия. Даже сейчас люди могут рассказать о могущественном боге Зевсе. А до нашей эры было создано новое чудо света, посвященное этому покровителю древних греков.

Появление статуи и храма, в котором она располагалась, тесно связано с Олимпийскими играми. Когда они приобрели славу и стали привлекать к себе самых разных людей, было решено построить храм, посвященный отцу всех богов.

Для того чтобы создать статую Зевса, в Афины был приглашен известный мастер Фидий. Из слоновой кости и драгоценных металлов он создал новое чудо света, слава которого быстро разнеслась по разным землям.

Статуя Зевса из Олимпии не дожила до наших времен. Её невзгоды начались тогда, когда трон занял христианин, относившийся с неприязнью к язычеству. Долгое время считалось, что статуя не пережила разграбление храма. Спустя столетия были найдены остатки храма и статуи. Благодаря этим находкам, ученые смогли увидеть сами и показать другим это чудо света древнего мира.

Храм Артемиды в Эфесе

Артемида — одна из самых известных богинь древности. Она помогала роженицам перенести боль, была покровительницей охотников. И жители считали её своей защитницей. Во славу своей богини горожане решили воздвигнуть храм, равных которому не будет. Они хотели не только прославить свой город, но и заслужить благосклонность Артемиды.

Храм строился очень долго. Первый архитектор, Харсифрон, не успел увидеть свое детище. Его работу продолжил сын, а после него - другие архитекторы. В центре храма была расположена статуя Артемиды. Но вот только то, что так долго строилось, было уничтожено за короткий отрезок времени. Герострат, который безумно хотел прославиться, но не знал, как сделать это, поджег храм. Если бы сейчас это чудо архитектуры было в целости, то оно бы превзошло все, что только построено человечеством.

Галикарнасский мавзолей

Галикарнасский мавзолей — это одна из самых роскошных усыпальниц, которая только была придумана человеком. Мавзолей был назван так в честь грозного и жестокого правителя Мавсола, который смог добиться того, чтобы его земли стали богатыми и сильными.

Мавзолей возводили долго. Строиться он начал еще при жизни Мавсола, но когда правитель умер, его усыпальница еще была не готова. После смерти Мавсола мавзолей дополнили статуями богов, которые охраняли тело царя и не давали его потревожить. Кроме богов, в усыпальнице можно было увидеть статуи самого Мавсола и его прекрасной супруги Артемиссии.

Мавзолей пополнил список чудес, не доживших до наших дней. Он пережил многие войны. Но со временем его разобрали, чтобы возвести христианские храмы.

Колосс Родосский

Родосс — это один из богатейших городов, который вошел в историю в роли родины шестого чуда света. Колосс был самым большим строением. Это был высокий сильный юноша, держащий над своей головой факел. Именно по его образу и подобию спустя века будет создана

Колосс Родосский также в списке чудес света, которых не увидит наше поколение. Ноги юноши не выдержали его веса. А потому при землетрясении статуя упала в воду. Она пролежала на побережье около десяти веков. И только потом было решено переплавить Колосса.

Александрийский маяк

Семь чудес света древнего мира поражали своих современников. И люди нашего времени удивляются, когда узнают о тех великолепных детищах человеческого разума. В списке достойное место занимает Александрийский маяк.

Он был построен в городе, названном в честь Александра Македонского. На протяжении столетий этот маяк освещал путь многим путешественникам и торговцам. Но и это грандиозное строение не смогло дожить до нашего века. Его уничтожила сама природа. Маяк не пережил сильнейших подземных толчков. Только в конце прошлого века ученые смогли показать, как выглядело то чудо света.

Семь чудес света древнего мира — это то, что всегда будет привлекать внимание людей. До сих пор эти творения человека окружены загадками. И вряд ли когда-нибудь на все вопросы будут даны ответы.

В список семи древних чудес света входят самые известные памятники искусства Древнего мира. За красоту, уникальность и техническую сложность они получили названия чудес. Список менялся со временем, однако число входящих в него чудес оставалось неизменным. По некоторым версиям, автором классической версии списка считается древнегреческий инженер и математик Филон Византийский, живший в III веке до нашей эры.

Начнем с интересного факта: Геродот был первым, кто создал список семи самых впечатляющих чудес в мире, известных древним грекам, но с тех пор его труды были утеряны. Сегодняшний традиционный набор древних чудес (перечисленных ниже) записан в стихотворении Антипатра Сидонского, написанном в 140 г. до н.э., хотя более поздние списки включали римские, а затем христианские достопримечательности. В 1-ом столетии поэт Марциал защищал Колизей, в то время как средневековый богослов Григорий Турский добавил Храм Соломона и Ноев Ковчег. Как видно, дебаты относительно этого списка длились на протяжение тысячелетий - не утихают дискуссии и в 2020 году.

О каждом из этих чудес света мы уже рассказывали отдельно, потому советуем Вам также проследовать по ссылкам в статье, где доступно множество полезной информации. Отдельное внимание уделим пирамидам, рассказав о каждой:

1. Египетские пирамиды

Возглавляют список семи древних чудес света Египетские пирамиды , что не удивительно, так как они являются единственным из чудес света, сохранившимся до наших времен. Эти каменные сооружения стали величайшими памятниками древнеегипетской архитектуры, служили усыпальницами для египетских фараонов и должны были обеспечить вечное жилье для бессмертного духа правителей. Период строительства относится к II-III тысячелетиям до нашей эры. За это время было построено более сотни этих сооружений. Немного подробнее:

Сфинкс

Спустя тысячу лет после его создания в 1550-1397 гг. до н.э. Сфинкс был погребен под песками пустыни. На стеле, находящейся между передними лапами Сфинкса, вырезан рассказ. В нем описывалось, как охотившийся здесь юный принц Тутмос заснул в тени каменного туловища. Во сне к нему явился Сфинкс в образе Гора и предсказал принцу будущее восшествие на престол и попросил освободить его от песка. Когда Тутмос через несколько лет оказался на троне под именем фараона Тутмоса IV, он вспомнил свой сон и осуществил первую реставрацию. Не считая естественной эрозии, самый серьезный вред причинили Сфинксу мамлюки, которые отбили ему нос выстрелом из пушки (мусульмане крайне негативно относились к изображению человека). Окончательно статуя была очищена от песка в середине 1920-х гг.

Статуя 57 м длиной и 20 м высотой, ширина лица 4,1 м, высота лица 5 м - изображает фараона, который соединяет в себе могущество человека, бога и льва. В то же время Сфинкса считают начальником стражи некрополя, он отождествлялся с богом Гором.

Хеопс

Рейтинг:+34 Автор статьи: Enia_Toy Просмотров:287637

В мире найдется немало мест таинственных и загадочных. Но лишь некоторые из них признаны подлинными чудесами, которым более не было равных на Земле! Из этой статьи вы узнаете, какие из 7 чудес света сохранились до наших дней, а какие - навсегда канули в Лету. Представляем вашему вниманию 7 чудес света - список состоит из следующих пунктов:

Этот эксклюзивный комплекс вошел в список 7 чудес света. Основой садов Семирамиды стало монументальное здание в четыре яруса, возведенное в форме пирамиды. Свисающие зеленые насаждения в сочетании с фонтанами и водоемами превратили его в настоящий оазис. Согласно старинному приданию, эти сады были созданы для жены вавилонского правителя Навуходоносора II по имени Амитис.

Чтобы поддерживать зеленое чудо в жизнеспособном состоянии, требовалось большое количество воды. Проблему решили за счет человеческого ресурса, а точнее - рабского труда. Рабы безостановочно вращали деревянное колесо, к которому были привязаны бурдюки из кожи. Это колесо забирало воду из реки (по другой версии - из неких подземных источников). Вода нагнеталась на самый верхний ярус, а оттуда стекала по сложной системе многочисленных каналов.

После смерти правителя Навуходоносора Вавилон на некоторое время стал резиденцией Александра Македонского. После кончины великого полководца город стал постепенно приходить в запустение, сады Семирамиды также остались без должного ухода. Через некоторое время вышла из берегов расположенная поблизости река, что привело к размыванию фундамента постройки.

Пирамида фараона Хеопса

Этот ныне существующий географический объект, который также входит в список 7 чудес света, иногда называют Великой пирамидой Гизы. Она служит усыпальницей египетского правителя Хеопса (Хуфу). Пирамида была возведена неподалеку от Гизы - пригорода Каира. Чтобы создать это чудо, потребовались совместные усилия 100 тысяч человек. Согласно расчетам археологов, работы продолжались порядка двадцати лет.

Статуя Зевса в Олимпии

В честь бога-Громовержца было возведено поистине монументальное сооружение. Храм Зевса был целиком сооружен из мрамора, включая даже крышу. По периметру святилища располагались 34 колонны, выполненные из известняка. Стены храма покрывали живописные барельефы с изображениями , а также подвигов Геракла.

Но в список 7 чудес света вошел не храмовый комплекс, а статуя Зевса. Над воплощением в жизнь этого шедевра поработал древнегреческий скульптор Фидий. Тело бога было создано из слоновой кости, на украшение статуи также ушло великое множество редких самоцветов и около 200 кг золота без малейшей примеси лигатуры. Глаза Громовержца словно бы метали молнии, а голова и плечи переливались неземным светом.

Согласно преданию, в центр мраморного пола храма ударила молния. Это было расценено, как выражение одобрения со стороны Зевса. На месте удара установили жертвенник из меди. Статуя Зевса разрушилась при пожаре, который произошел в храме в 425 году. Существует другая версия, согласно которой ее перевезли в Стамбул, где фигура Громовержца сгорела в 476 году.

Античный город Галикарнас был известен резиденциями вельмож, театрами и зелеными садами. Но в список 7 чудес света вошли не эти архитектурные красоты, а гробница жестокого правителя Мавсола. В мавзолее насчитывалось 3 уровня, суммарная высота постройки составила 46 метров. В этом рукотворном шедевре смешалось несколько архитектурных направлений.

В качестве украшения мавзолея были задействованы традиционные колонны, а также статуи всадников и львов. На самой вершине находилась скульптура царя Мавсола, горделиво восседающего в запряженной конями колеснице. Мавзолей простоял около 19-ти веков, причиной его разрушения стало сильное землетрясение. Любопытный факт - некоторые обломки мавзолея пошли на строительство крепости святого Петра.

Фаросский маяк был сооружен в 3 веке до нашей эры, он также включен во всемирно известный список 7 чудес света. Этот объект должен был помогать морским судам благополучно преодолевать прибрежные рифы и избежать кораблекрушения . Днем мореплавателей вел столб дыма, а в темное время суток они могли ориентироваться на языки пламени.

Александрийский маяк возвышался на 120 метров над уровнем моря, его сигналы можно было разглядеть на расстоянии до 48 км. Верхнюю часть конструкции украсила статуя Исиды-Фарии, которую почитали в качестве покровительницы мореплавателей. Чтобы сделать поток света максимально эффективным, строители применили оригинальную систему выгнутых зеркал.

Фаросский маяк, как и многие другие объекты из списка 7 чудес света, был уничтожен довольно тривиальным образом. Его разрушило мощное землетрясение, которое произошло в середине 14-го века. Некоторые фрагменты Александрийского маяка ученые обнаружили на дне морском во время исследований в 1996 году.

Колосс Родосский

Эта статуя была изготовлена в честь Гелиоса (бога Солнца). Предполагалось, что рост фигуры составит 18 метров, но впоследствии ее решили сделать 36-метровой. Статуя в виде бога-юноши была отлита из бронзы, она расположилась на мраморном постаменте. Строительство велось на холме, созданном искусственным путем. Внутри фигуры располагались камни, что было сделано для повышения устойчивости конструкции.

Скульптор Харес, который работал над Колоссом Родосским, допустил просчет при определении количества необходимых материалов. Мастеру пришлось занять много денег, чтобы получить возможность завершить свой шедевр. Харес был полностью разорен и окружен кредиторами, скульптор покончил с собой.

Родосского Колосса погубило землетрясение, произошедшее в 222 или 226 г. до н.э. Статуя разломилась в области коленей, а ее обломки продолжали лежать на месте еще около 1000 лет. Фрагменты Колосса были проданы арабами, которые захватили Родос в 977 году. Чтобы вывезти части скульптуры, потребовалось снарядить караван, состоящий из 900 верблюдов.

Кстати, не приходилось ли вам задумываться о том, почему чудес света всего семь? В таком случае, рекомендуем вам ознакомиться со статьей " " - и вам откроется тайный смысл этой "удачливой" цифры!

Первенство составления списка 7 семи чудес света Древнего мира приписывается Антипатру Сидонскому, который их на века воспел в своем стихотворении:

Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно

И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,

Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса

И пирамиды - дела многих и тяжких трудов;

Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел

Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,

Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа

Солнце не видит нигде равной ему красоты.

В разные времена с возведением новых построек список 7 чудес света древности пытались изменить, но в конечном варианте из новых появился только Александрийский маяк, который затмил величие стен Вавилона .

Некоторые сюда относят все пирамиды Египта, некоторые великие пирамиды Гизы, но по большей части как чудо воспринимается только самая крупная из них – пирамида Хеопса. Пирамида же считается и самым старым чудом в списке – ее постройку оценивают примерно 2000 годом до нашей эры. Несмотря на свою старость, это единственное сооружение из 7 старых чудес света, дошедшее до наших времен.

Созданные по приказу царя пустынного Вавилона Навуходоносора II для своей жены эти сады должны были утешать и напоминать ей о далекой родине. Имя Семирамиды, ассирийской царицы, появилось здесь по ошибке, но, тем не менее, плотно закрепилось в истории.

Статуя создавалась для храма в крупном религиозном центре Древней Греции – Олимпии. Гигантский Зевс скульптора Фидия поразил местных жителей настолько, что они решили, будто сам Зевс лично позировал мастеру.

В древнем крупном портовом городе Эфесе особо почитали богиню плодородия Артемиду. В честь нее здесь создали огромный и величественный храм, который попал в список 7 древних чудес света.

Богатый царь Мавсол пожелал воздвигнуть мавзолей-храм в Галикарнасе, несравнимый ни с чем по красоте. Над постройкой трудились лучшие мастера того времени. Работы закончились лишь после смерти Мавсола, но это не помешало ему навсегда войти в историю.

В честь великой победы жители Родоса решили построить огромную статую бога Гелиоса. Замысел удалось осуществить, но простояло это чудо недолго, и вскоре было разрушено землетрясением.

Для навигации кораблей вблизи крупного порта Александрии было решено соорудить крупнейший по тем временам маяк. Здание сразу же затмило стены Вавилона и заняло место в списке семи чудес света древности.

Новые семь чудес света — проект, целью которого стал поиск современных семи чудес света. Он был организован некоммерческой организацией New Open World Corporation (NOWC) по инициативе швейцарца Бернара Вебера. Выборы новых семи «чудес света» из известных архитектурных сооружений мира происходили через SMS, телефон или интернет. Итог был объявлен 7 июля 2007 года.

Колизей или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

В древнем Риме сохранилось много исторических монументов, но самый необыкновенный из них — Колизей, в котором обреченные на смерть люди отчаянно дрались и погибали ради развлечения свободных граждан Рима. Он стал самым большим и известным из всех римских амфитеатров, и одним из самых больших шедевров римского инженерного искусства и архитектуры, дошедший до наших дней. Грандиозный Колизей изумлял всякого, кто впервые попадал в столицу империи. Это — символ Рима и его вековой истории, самый большой и красивый стадион античного мира.

Амфитеатр — римское изобретение. Он состоял из арены эллиптической формы, окруженный выстроенными ярусами рядов сидячих трибун, находясь на которых, многочисленная публика, не подвергая себя риску, могла наблюдать захватывающие кровопролитные зрелища. Здесь проводились бои гладиаторов и выводили напоказ диких экзотических зверей, чтобы потом на глазах завороженной толпы стравить их друг с другом в смертельной схватке.

Рим и до постройки Колизея располагал несколькими амфитеатрами, но после грандиозного пожара в 64 году н. э. понадобилось новое сооружение. Римский император Веспасиан, правивший с 69 года н. э., желая ещё более распространить кровавый спорт гладиаторов, распорядился начать в 72 году н. э. строительство амфитеатра, который должен был носить имя новой императорской династии и превзойти все предшествовавшие невиданными прежде размерами и красотой. Амфитеатр поначалу называли Флавиевым (Amphiteatrum Flavium).

Он был возведен на дне искусственного водоема, вырытого при предшественнике Веспасиана, императоре Нероне, для его знаменитого роскошного Золотого дома. Подобный выбор места был весьма выгоден не только с технической, но и с политической точки зрения, как бы демонстрируя разрыв с прежней декадентской роскошью. Веспасиан разрабатывал планы строительства с не меньшим, чем Нерон, размахом, но это было строительство для общественных нужд, а вовсе не для ублажения личных капризов императора.

В окружности Колизей достигает 527 метров, он имеет форму эллипса с диагоналями 188 и 156 метров. Высота не разрушенной части составляет 57 метров. Четыре этажа постройки могли вместить 80 тысяч человек. На колоннах верхнего яруса крепился гигантский балдахин, защищавший зрителей от палящего солнца. Внутри здание было выложено мрамором, а по фасаду — травертином (пористой породой, широко использовавшейся в античную эпоху как строительный материал), плиты которого скрепляли железные скобы. Под покрытым слоем песка деревянным полом арены начинались многочисленные подземные ходы. Во время представлений по этим ходам при помощи специальных механизмов поднимали декорации, зверей, гладиаторов и их вооружение. Публику отделяла от арены металлическая решетка. Попасть внутрь здания можно было через одну из 80 арок первого яруса.

Он был торжественно освящен в 80 году н. э. уже наследником Веспасиана, императором Титом. По этому случаю устроили праздник, продолжавшийся ровно 100 дней. За тот период времени на арене Колизея убили 5 тысяч хищников, привезённых из северной Африки и сотни гладиаторов. Но и тогда, несмотря на официальное открытие, строительство еще не было полностью закончено. Последняя, верхняя трибуна для зрителей была достроена лишь при преемнике Тита, императоре Домициане.

Отличительная особенность этого сооружения — большое число ярусов. Его архитектура показывает, сколь гениально — просто можно упорядочить и направить движение несметных людских скопищ. Сложная система лестничных маршей и проходов обеспечивала беспрепятственный и легкий доступ на трибуны к сидячим местам. Четыре основных входа позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительных местах. Часто зрители проводили здесь несколько дней подряд, поэтому приносили с собой еду из дома. Всё это говорит о высоком инженерном и архитектурном уровне конструкции. Но нужно также заметить, что там не было туалетов со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.

Места в Колизее распределялись в соответствии с социальным статусом зрителей. Нижние предназначались для представителей высших слоев общества — государственных чиновников, жрецов, весталок. На верхних ярусах сидели простолюдины. Императорская ложа — подиум с просторной террасой — находилась у самой арены. Ближайшие к ней ряды отводились для богатых патрициев и почетных гостей. Амфитеатр был разделен на сектора, каждый из которых имел порядковый номер.

Имя архитектора, которому принадлежит проект амфитеатра, — неизвестно, но предполагают, что им был Рабирий, явившийся впоследствии автором дворца Домициана. Снаружи амфитеатр целиком покрыт травертином и имеет четыре яруса. Три нижних представляют идущие по всему профилю арочные пропеты, разрезанные пилястрами и полуколоннами в канонической последовательности: на первом ярусе — дорическими, на втором — ионическими, а на третьем — коринфскими. Четвертый, верхний ярус, достроенный несколько позже, представляет собой сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами и прорезанную небольшими окнами. На венчающем карнизе до сих пор сохранились отверстия, куда вставляли опоры для натяжения яркого тента, защищающего зрителей от зноя. Каждому арочному пролету первого яруса соответствовал вход на места для зрителей: 76 из этих входов были пронумерованы (на арках до сих пор можно видеть римские цифры); четыре главных входа предназначались: один — для императорской свиты, другой — для весталок, третий — для судей и последний — для почетных гостей.

В Колизее работали 36 лифтов, управляемые вручную рабами. Каждый лифт могли поднимать до 10 рабов. На них также перевозили и диких животных. В 523 году н. э., после долгих народных протестов, в Риме приняли постановление, запрещающее убийство хищников. На этом античном стадионе показ гладиаторских боёв продолжался до V века н. э.

В центре римского Колизея находилась арена, окружённая стрельцами, которые охраняли зрителей от нападения хищников. Вокруг арены была сооружена терраса, где располагались императорская ложа и ложи видных сенаторов, судей и пап. Остальные зрительные места были разделены на три яруса. Нижний ярус — знатные вельможи и богатые коммерсанты, второй — для свободных граждан Рима среднего сословия, последний — для простого люда. На самых верхних рядах сидели рабы, управляющие лифтами. А ещё выше рабов располагались моряки императорского военного флота Classis Miseniensis. Что они там делали? Они управляли огромным льняным холстом, покрывавшим Колизей сверху таким образом, чтобы арена оставалась всегда открытой. Для этого здесь была сооружена сложная конструкция, состоящая их 240 столбов, поддерживающая гигантскую материю. А поскольку моряки были отменными мастерами в управлении парусов, то именно они являлись ответственными за этот сектор. Под ареной находились специальные проходы, которые использовались про проведении спектаклей, а также клетки с дикими зверями. Создатели Колизея сконструировали сложную систему проходов и подъемников, по которым разъяренные звери, выпущенные из своих клеток в подземелье попадали прямо на арену. В Колизее существовало 2 специальных выхода: выход жизни и выход смерти. В один выходили победители или помилованные гладиаторы, через другой выносили мертвых.

Вход в Колизей был бесплатным. Многие императоры заботились об увеселении своего народа, таким образом, его можно было легче держать под контролем. Для этой же цели перед входом на стадион бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба. Среди зрителей насчитывалось много женщин, которые являлись ярыми поклонницами этих кровавых зрелищ.

Гладиаторские бои начинались с рассветом и заканчивались в сумерки, а некоторые праздничные представления продолжались в течение нескольких дней. Спектакль обычно открывался выступлением празднично одетых гладиаторов, под их ногами находился деревянный настил, посыпанный песком для впитывания крови.

Первым номером программы значились калеки и клоуны: эти тоже дрались, но не всерьез и без крови. Иногда появлялись и женщины — состязались в стрельбе из лука. И только затем наступал черед гладиаторов и зверей. Сначала выступали дрессированные звери, а потом на арену выпускали диких, которых натравливали друг на друга или на вооруженных людей. Любовь римлян к таким зрелищам приводила к массовому истреблению животных. Но намного более жестокими были бои сражавшихся не на жизнь, а на смерть гладиаторов. Их набирали из рабов, осужденных преступников или военнопленных. Основным оружием гладиаторов был короткий обоюдоострый меч — гладиус. Когда смертельно раненные бойцы падали, на арену выходил мужчина в костюме Харона (персонаж греческой мифологии — перевозчик мертвых в загробный мир). Тело выносили, кровавое пятно присыпали песком, а место погибшего гладиатора занимал следующий. Тот, кто был тяжело ранен, мог лечь на пол и просить зрителей о пощаде. Если толпа считала, что он сражался доблестно, то скандировала «Mitte!» («Освободи его!»). Но если бойцу не удавалось снискать симпатии публики, следовало неумолимое «Ingula!» («Убей его!»). В Колизее всемогущий цезарь не противоречил желаниям подданных: по требованию «Mitte!» он поднимал большой палец вверх, даруя гладиатору жизнь, а иногда и свободу, тогда как после выкриков «ingula!» опускал палец вниз, приговаривая бойца к смерти.

Использование на арене диких животных стало столь разнообразным и сложным, что для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей — бестиариев. Зрелища с животными особенно любила римская чернь. Высшая знать предпочитала гладиаторские бои. Бестиариев готовили в специальной школе. У них были свои традиции, своя форма и свой профессиональный жаргон. В ходе пышных торжеств по случаю открытия Колизея в 80 году н. э. гладиаторами было убито около 5 тысяч львов, гиппопотамов, слонов, зебр. Огромное количество зверей погибло и в 248 году, во время празднеств в честь 1000-летия Рима.

Кровавые бои гладиаторов были запрещены только в 404 году н. э. В 523 году н. эр., после долгих народных протестов, в Риме приняли постановление, запрещающее убийство хищников.

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии, Павел III — паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.

Растаскивание камня, угрожавшее полностью уничтожить древний памятник, прекратил лишь в середине XVIII века папа Бенедикт XIV, установивший на здании крест, а вокруг него ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя и освятивший его как место мученической смерти многих христиан. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.

Нынешний вид амфитеатра — почти торжество минимализма: строгий эллипс, выполненные в трех ордерах три яруса, точно просчитанной формы арки. Изначально же к каждой арке прилагалось по статуе, а гигантский проем между стенами при помощи специального механизма затягивался холстом.