Вышенский успенский женский монастырь, сайт которого можно посетить в любое время (указан внизу, в разделе «Контакты»), известен не только местным жителям.

У него есть своя история, полная радостных и печальных моментов. Но обо всех таких событиях нужно знать, так как именно из мелочей складывается полная историческая картина духовного и культурного наследия российского государства.

Сюда приезжают из разных уголков родной страны и даже из ближнего и дальнего зарубежья. Он привлекает паломников своей особой атмосферой спокойствия, умиротворения и возвышенности над мирскими проблемами.

Вконтакте

Описание и месторасположение

Располагается в Выше, Шацкий район. Является женской обителью. Здесь располагаются мощи святителя Феофана Затворника. Именно благодаря данному факту, обитель приобрела известность и популярность. Построен достаточно давно и первоначально являлся мужским.

Рязанская область может гордиться тем, что на ее территории находится столь значимое творение рук человеческих. Непосредственное расположение от населенных пунктов – село Выша близ города Шацка (около 25 километров от него). Местечко достаточно живописное в любое время года, особенно летом.

Обратите внимание: само село удачно раскинулось там, где в реку Цну впадает Выша (ее приток).

История

История складывается из различных источников. Часть их них – это сказания, предания и легенда. А есть и документально подтвержденные факты.

О первоначальном существовании Вышенской Успенской Пустыни известно отчасти по преданию, отчасти по документам, приведённым в книге игумена Тихона (Ципляковского), изданной в в 1881 г.

Основание его приурочивают к 16-17 векам. Однако достоверно известно, что уже в первой четверти 17 столетия, это строение существовало.

Стоит отметить: первоначально Вышинский монастырь, по некоторым данным, находился в нескольких километрах от его нового расположения.

В 18 в. святыня подвергалась разорению и грабежам, но обитатели ее уцелели. Свой расцвет монастырь получил в 19 в., когда перешел во владения Тамбовской епархии. Двадцатый же век ознаменовался для обители как разорением, так и новым возрождением.

Как и многие религиозные объекты нашей страны, монастырский комплекс в начале 20 г. ХХ в. закрыли.

Все, что принадлежало монахам, перешло в государственную собственность.

Такое явление — не редкость того времени.

Интересный факт: Христорождественский собор стал единственным местом на небольшой промежуток времени, где совершались богослужения. Однако это продлилось всего до 1938 г.

В 70-х гг. 20 в. пара священнослужителей осмелились проникнуть в заброшенное здание. Они увидели полнейшее варварское разорение комплекса. Также нашли они останки епископа Феофана и совершили панихиду. Таким тайным путем священнослужители потихоньку наводили порядок здесь и вывозили значимые реликвии в безопасное место.

Современное состояние

1988 г. стал значимым для всего православного мира. В этот год канонизировали святителя, то есть причислили к лику святых. Этот факт стал отправной точкой для начала возрождения монастыря. Не стало лишним и привлечение общественности к этому событию.

Время не заставило себя долго ждать. Вот уже в 1990 г. началось активное восстановление объекта. Его передали в заботливые руки верующих. И в 2002 г. миру явился Вышенский успенский женский монастырь.

Важно знать: освящение произвел патриарх Алексий Второй, являвшийся патриархом московским и всея Руси. Он же благословил перенесение мощей св. Затворника.

Описание монастырского архитектурного ансамбля

В состав архитектурного ансамбля входит несколько строений. Среди них можно встретить Успенский храм, Казанский, колокольню и другие здания.

Стоит отметить: в таком составе монастырский ансамбль появился в 19 в.

Сегодня обитель представляет собой уникальный объект, который стремятся посмотреть многие паломники, прикоснуться к истории православного мира, окунуться в неповторимую атмосферу этого места, приложиться к святым мощам батюшки Феофана.

Христорождественский собор

В конце 19 века как часть настоящего архитектурного ансамбля комплекса построили собор, который ныне носит название Христорождественский.

Знаете ли Вы, что: с самого начала здание задумывалось в качестве «теплого» храма, где было бы возможно и удобно проводить богослужения в холодное время года. Особенно в зимний период, в лютые морозы.

У сооружения имеется 2 престола и 5 куполов.

Девять мучеников Кизических – такое название носит почитаемая и располагающаяся в соборе икона.

Казанский собор

Строительство шло более 10 лет, окончилось только в 1844 г. Саровский Успенский собор послужил основой проекта Казанского, который расположен в Рязанской области. Однако убранство и его размеры все же не смогли достигнуть уровня своего прототипа.

Постройка имеет 3 престола и является по своему строению пятикупольным. Сам по себе храм очень красив. Его колонны и фронтоны отличаются особенной утонченностью и изысканностью.

Полезно знать: епископ, богослов и публицист Феофан — является автором многих икон, украшающих соборный иконостас. А сам служитель был захоронен близ стен Казанского собора.

Успенская церковь

Её по праву можно назвать самым первым строением, которое появилось как часть архитектурного комплекса Вышенского монастыря.

Датируется ее возникновение еще 17 веком. Однако история церкви не так благополучна и прекрасна.

В настоящий момент она располагается не там, где стояла ранее, так как первую деревянную постройку перенесли. Сейчас церковь является каменной, заново отстроенной на месте сгоревшей.

Освещена она в 1988 г. после долгой реставрации. Кстати, это строение решено было приводить в порядок одним из первых.

Домовая церковь епископа

Комплекс включает в себя много различных строений.

Некоторые из них появились еще в 17 веке. А другие были отстроены несколькими веками позже.

Каждое из них уникально, имеет свою историю, архитектурные особенности. Так, в ансамбль входит и домовая церковь. Ее неразрывно связывают с именем епископа.

Так как этот святой человек был затворником, то все свои литургии он совершал именно тут.

Примите во внимание: на организацию домовой церкви получали официальное разрешение. Благословило ее устройство епархиальное начальство. Событие произошло в 1867 г.

Колокольня

В настоящий момент колокольня представляет собой разобранное здание. Случилось это ещё в 70-х гг. 20 в. Таковая учесть постигла множество православных построек. Не щадили ни маленькие церкви и часовни, ни большие соборы и храмы. Не брался в расчет даже факт того, что объекты имеют особую культурную, историческую ценность.

Примите к сведению: колокольню построили в первой половине 19 века. Имела ранее 14 колоколов уже в начале 20 столетия. Самым тяжелым колоколом был тот, чья масса составляла 726 пудов.

Другие здания

На территории располагались и иные здания, сооружения.

Так, чтобы вести грамотную хозяйственную и иную жизнедеятельность, использовались 12 каменных корпусов для братии.

Еще существовала 1 деревянная постройка. Она использовалась как амбар.

Богата внешняя территория была и гостевыми домами. Таковых насчитывалось два. Такое обустройство комплекс получил к началу нового 20 столетия.

Святые Вышенского монастыря

Прославленный в лике святителей Феофан жил в 19 веке. Он до сих пор является известнейшим в православных кругах богословом и проповедником. Еще одним его занятием называют публицистическую деятельность.

Феофа́н Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 10 (23) января 1815 - 6 (18) января 1894) - епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник

Жизнь св. Феофана достаточно интересна. Он имел духовное образование и четкое намерение служить церкви всю свою жизнь. После окончания семинарии и духовной академии молодой человек принял монашество.

Важно знать: св. Феофан помог повысить уровень образования, создавая воскресные школы, церковноприходские и другие учебные заведения, например, епархиальное училище для женского населения.

Прибыв в Вышенскую пустынь, остался здесь до конца своих дней. Погребение его состоялось в Казанском соборе.

Святыни Вышенской обители

Среди святынь Вышенской пустыни особняком стоят мощи святителя Феофана. Причислили к лику святых в 1988 г.

До перенесения на свое постоянное местонахождение, они располагались недалеко от полностью закрытого в то время монастыря.

Хранится здесь и ковчежец со святынями. Таким образом предоставляется возможность людям поклониться святым мощам и попросить о помощи в одном месте, если нет возможность прибыть на место подвигов святых.

Икону Божией Матери Казанскую Вышенскую тоже можно найти здесь. Молиться, просить помощи и заступничества у Богоматери приезжают многие паломники. Никто не остается без ответа.

Возьмите на заметку: в обители хранятся в небольших ковчежцах мощи и других святых. Так, например останки четырех рязанских святителей, а также преподобных отцов киево-печерских.

Информация для паломников и туристов

Рассмотрим некоторые моменты:

Как добраться

Свято-Успенский Вышенский монастырь находится в селе Выша, Рязанской области, там, где одноименная речка впадает в Цну. Предположительно, обитель основали в XVI-XVII веках. Впервые в письменных источниках она упоминается в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Федоровича - Марфы.

Главной святыней Вышенской обители является - точная копия образа, обретенного в Казани в 1579 году.


Саша Митрахович 07.10.2018 07:40


Своим основанием Свято-Успенский Вышенский монастырь обязан родительнице первого монарха из рода Романовых. Она постановила строить Вышенский монастырь на новом месте. Место определили не случайно - недалеко от судоходной реки Цны. До этого же обитель располагалась на левом берегу реки Выши. Эти земли, называвшиеся «старая пустынь и огородище» еще долго принадлежали монастырю.

Строительство Вышенской обители на новом месте началось в 1625 году и продолжалось 36 лет. При монастырь в то время было немало земельных угодий, но был он достаточно бедным: в 1724 году в нем оставалось всего 4 насельника, поэтому обитель упразднили, а храм приписали к Николо-Чернеевскому монастырю. Впрочем, не прошло и нескольких лет, как монашескую жизнь возобновили, при этом обитель оставили приписной.

К концу XVIII века ситуация меняется к лучшему. Но расцвет же обители пришелся на XIX век.

Перестройка монастыря


В XIX веке Вышенский монастырь попадает в ведение Тамбовской епархии. В то время ею управлял архиепископ Феофил. Он-то и занялся обителью всерьез. Феофил перевел в Вышу иеромонаха Тихона, который, по сути, отстроил монастырь заново. При Тихоне на территории обители возвели Троицкий храм и каменную четырехъярусную колокольню, каменные кельи и ограду с башнями. И именно во время игуменства Тихона был построен Казанский собор, который теперь называют визитной карточкой Свято-Успенского Вышенского монастыря.

Казанский собор


К сожалению, мы не знаем имени архитектора, оставившего нам Казанский собор. К сожалению — потому что это действительно очень продуманное, архитектурное произведение зодчества, отличающееся выразительной пластикой, величественной строгостью форм и грамотной выдержанностью стиля. Казанский собор - явление, безусловно, выдающееся, достойное занять место в плеяде знаковых сооружений региона и страны в целом.

Каменный Казанский собор начали возводить в 1831 году. Капитал на его постройку - шесть тысяч рублей - поступил по духовному завещанию моршанского протоиерея Иоанна Наполинского. Строили достаточно долго, освящение храма состоялось только в 1844 году.

В соборе устроили три престола: в честь , в честь и в честь Рождества Иоанна Крестителя.

Через тридцать лет пришло время поновлять собор. Тогда его интерьеры украсили настенными росписями. Кроме того, изготовили горнее место «с малым вызолоченным иконостасом: в середине иконостаса, в нише, находилась икона Воскресения Христова, по бокам — Распятие Спасителя и Положение Христа Спасителя во гроб. Все эти иконы представляли ценность тем, что были написаны самим , пребывавшем в то время в затворе», - отмечается в книге «Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря», изданной Рязанской епархией в 2009 году.


Главная композиционная идея Казанского собора Вышенского монастыря - сооружение подчеркнуто развито вверх, по вертикали; с определенных ракурсов даже может показаться, что высота четверика больше, чем сторона его основания. На самом деле это иллюзия - высота, при ближайшем рассмотрении, все же меньше.

И тем не менее, входя в храм, поражаешься, как невелика его площадь и насколько обширен при этом его внутренний объем! При компактном, даже камерном основании собор буквально воспаряет вверх - два ряда раскрытых в интерьер четверика окон дополняются пятью большими световыми ротондами, усиливающими эффект «взлета». Своды, несущие центральную ротонду, опираются на четыре больших, квадратных в сечении столпа, таким образом идет своего рода перекличка классицизма с исконной русской архитектурной схемой крестово-купольного храма.

Иконостас белый, строгий, выдержанный во вкусах классицизма - с его колоннами, золочеными капителями, антаблементами и арками он напоминает не традиционный русский иконостас, а фасад сооружения классической эпохи. Три ряда икон занимают относительно небольшую его часть.

Иконы по большей части современные. Справа от Царских врат, в небольшой нише под полукруглым навесом - рака с мощами святителя Феофана, Вышенского затворника; симметрично слева - . Направо от входа, в юго-западном углу собора, имеется табличка: «Место захоронения святителя Феофана Затворника», там были обретены его мощи.

На стенах собора отчетливо видны изрядно пострадавшие, но тем не менее различимые росписи, покрывавшие когда-то внутреннее пространство храма целиком. Это - историческая стенопись, пережившая советское лихолетье, когда храм служил то складом, то моргом. Старинным фрескам требуется квалифицированная реставрация.


Казанский храм Вышенского монастыря не отапливается. А небольшая барочная церковь Успения Божией Матери XVIII века, хоть и являет собой прекрасный памятник архитектуры, все же для всех желающих помолиться в монастыре довольно тесна, особенно в дни праздников и больших паломничеств.

И вот в 1874-1890 годах к северу от Казанского храма соорудили большой теплый собор. Пятиглавый, с мощным куполом, окруженный с трех сторон портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол был освящен в честь Рождества Христова, правый - во имя святых Адриана и Наталии. Слева устроили ризницу. Особо почитаемой святыней этого храма была икона Девяти мучеников Кизических.

Христорождественский собор дольше остальных храмов Выши продержался под напором властных богоборцев. Уже были отобраны монастырские земли, изъяты ценности, переплавлены колокола, сожжена библиотека, засажено огородами (!) монастырское кладбище... В зданиях монастыря поочередно квартировали то лесохозяйство, то свиноводческий совхоз - а в храме Рождества Христова по-прежнему, как и до революционных потрясений, возносилась молитва Господня. Так продолжалось до 1938 года. Тогда в обители надолго «прописалась» психиатрическая клиника, и Христорождественский собор был закрыт.

Когда Вышенский монастырь вернули РПЦ, изначально предполагалось, что возрождение начнется именно с этого храма. Взялись за его реставрацию, к 1994 году при участии областного Управления культуры восстановили могучий черный купол, главки и кресты, постелили полы в алтаре, сделали амвон. 23 января того года в храме отслужили молебен. Но дальше, к сожалению, дело застопорилось. Реставрация потекла медленно. И еще очень долго храм стоял без штукатурки, краснея голым кирпичом. Лишь в наши дни возвращает он свое небесно-голубое, с белым, как легкие облака, одеяние.


Саша Митрахович 07.10.2018 08:08


После Октябрьской революции новые власти закрыли монастырь. В начале 1920-х годов в Казанском соборе прекратились службы, а монастырские постройки стали поочередно занимать - сначала лесхоз, затем свиносовхоз, детский дом, дом инвалидов... Правда, в Христорождественском храме богослужения продолжались вплоть до 1938 года, но с конца 1930-х годов в бывшей обители прочно обосновалась областная психиатрическая больница.

Свято-Успенский Вышенский монастырь

Рязанская область, Шацкий район, п. Выша

Вышенская пустынь расположена на правом берегу реки Выши, недалеко от слияния ее с рекой Цной, в 35 км от районного города Шацка Рязанской области.

Основан предположительно в XVI-XVII веках.

В письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича - Марфы.

Вышенская Успенская пустынь находилась на левом берегу реки Выши, которая весной угрожала затопить обитель. Монахи обратились к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о новом месте. Марфа Иоанновна пожаловала пустыни отводную грамоту, указав новое (нынешнее) место.
Со дня основания до революции монастырь был мужским.

Игумен Герасим (1661 - 1720 гг.). Одной из его заслуг является то, что при посредничестве Тамбовского епископа Питирима ему удалось добиться отвода земельных участков для монастыря.

Иеромонах Иосиф (1720 - 1740 гг.).

Долгое время пустынь была мало известна на Руси. Расположенный в глухих местах монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы.

Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, в монастыре насчитывалось 4 человека, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю.

Предположительно, через два года (на рубеже 1726 и 1727 гг.) она вновь была открыта.

Иеромонах Филарет (1740 - 1743 гг.).

Иеромонах Пахомий (1743 - 1753 гг.). После его кончины Вышенский монастырь в течение года оставался без настоятеля. За малочисленностью братии указом Рязанской Духовой Консистории от 10 марта 1753 года за № 146 для служения в Вышенскую пустынь был назначен иеромонах Авраамий из Троицкого монастыря Переяславля Рязанского.

Игумен Досифей (1754 - 1761 гг.). Основные труды и заботы игумена Досифея были связаны с началом возведения вместо сгоревшей деревянной каменной Успенской церкви.

Игумен Василий (1761 - 1780 гг.). Период настоятельства игумена Василия достопамятен тем, что в 1764 году Вышенская пустынь вновь обрела статус самостоятельного монастыря.

В 1761 году был построен Успенский храм (освящен в 1762) с двумя приделами - Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.


Успенский храм







Первый каменный храм монастыря, сооружённый в 1861 г. Здание типа восьмерик на четверике с трапезной, с декором в духе провинциального барокко. Приделы Никольский и Сергиевский. Закрыта в 1920-х г. В 1997 г. возвращена верующим, отремонтирована, в 1998 г. вновь освящена .
На эти годы приходится и одно из скорбных событий в истории Вышенской пустыни. Отголоски пугачевских восстаний, охвативших Россию в середине XVIII века, докатились и до тихой Вышенской обители. В 1774 году сподвижники Емельяна Пугачева, большую часть которых составляли каторжные колодники, проникли в Вышенский монастырь и ограбили Успенскую церковь. По милости Божией никто из насельников не пострадал. Это нападение разбойников нанесло немалый урон и без того небогатой обители.
Иеромонах Леонтий (1780-1789 гг.).

Иеромонах Иоанн (1789-1795 гг.).

Иеромонах Лаврентий (1795-1800 гг.).
Так, через безвестность, лишения и испытания Господь невидимо, одному Ему ведомыми путями приуготовлял Вышенский монастырь к той важной роли, которую он в скором будущем сыграл в истории духовного просвещения всего православного мира.

Иеромонах Тихон (1800-1844 гг).

Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял архиепископ Феофил (Раев). Благодаря ему из Саровского монастыря был приглашен старец Тихон, под руководством которого Вышенский монастырь был отстроен практически заново.

Бывший насельник славившейся своим строгим уставом Саровской пустыни иеромонах Тихон в первую очередь организовал внутренний порядок Вышенского монастыря по образцу этой благоустроенной обители. При нем возросло число монастырской братии. Численность монастырских насельников в то время строго регламентировалась государством. По ходатайству иеромонаха Тихона Святейший Синод увеличил число монастырских вакансий, и к концу 1842 года в Вышенской пустыни числилось 34 человека братии и 16 послушников.

Церковь Троицы Живоначальной во втором ярусе надвратной колокольни, освященна в 1818 г. Четырёхъярусная колокольня в стиле классицизма сооружена в 1810-х г. строителем иером. Тихоном (Сергеевым). В 1976 г. колокольня сломана. В наши дни на её месте поставлен памятный крест.

При игумене Тихоне (игументво в 1800-1844 годах) возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в 1818 г.), каменные кельи и каменная ограда с башнями. Для колокольни были приобретены колокола весом 105 и 62 пуда. Колокольня придала монастырю законченный вид, приблизив его к традиционным силуэтам древних русских монастырей. Во втором ярусе была устроена церковь в честь Живоначальной Троицы.

Главная святыня монастыря - список чудотворной Казанской иконы Божией Матери - была отдана обители 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии (Мария Ивановна Аденкова). Святая икона Казанская Вышенская благодатию Богоматери явила многочисленные чудеса, исцеления от болезней, избавления от бед, эпидемий холеры. Эта главная святыня Вышенской обители была предметом благоговейного чествования и поклонения не только иноков монастыря, но и всех православных жителей окрестных городов и сел. Особенно памятны чудеса избавления в 1848-1871 гг. от холеры целых городов - Шацка, Моршанска, Кирсанова, Тамбова, что сделало эту икону почитаемой далеко за пределами монастыря. С чудотворной иконой совершались крестные ходы по многим городам и селам Тамбовской губернии в середине XIX - начале XX веков.

В 1831 году был заложен летний каменный летний храм во имя этой иконы. Он стал последним сооружением, возведённым при жизни игумена Тихона: освящение достроенного собора состоялось летом 1844 года - через несколько дней после его смерти. Это пятиглавый храм с тремя престолами: центральных из них освящён в честь Казанской иконы Божией Матери ; левый посвящён Рождеству Иоанна Предтечи, а правый - Владимирской иконе Божией Матери. Росписи храма были и резной иконостас выполнены в 1875 году.
В числе прочих, в этом соборе были и иконы, написанные св. Феофаном Затворником. Он жил в монастыре в 1866-1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня.

Казанский собор

Купол Казанского собора

Южный придел

Летний собор пустыни. Кирпичный четырёхстолпный пятикупольный храм в стиле классицизма с боковыми портиками из спаренных колонн. Сооружён в 1831-1844 гг. при строителе иером. Тихоне (Сергееве) в честь главной монастырской святыни - Казанской иконы Богоматери. Боковые приделы Владимирский и Предтеченский. Закрыт в 1920-х г. Долгое время занят складом, моргом. В 1990 г. возвращён верующим, в 2000-х г. отреставрирован, вновь освящён в 2009 г.

В 1836 году Святейшим Синодом иеромонах Тихон был награжден наперсным крестом, а в 1842 году возведен в сан игумена. Скончался этот прославленный настоятель Вышенской пустыни в 1844 году, не дожив несколько дней до освящения Казанского собора, ставшего памятником его неутомимых трудов и символом возрождения обители.

После кончины игумена Тихона по выбору братии настоятелем Вышенской пустыни был определен эконом Тамбовского архиерейского дома иеромонах Герасим (1844-1862 гг.). При нем была поновлена Успенская церковь, приобретен главный колокол весом 308 пудов 28 фунтов, а также окончательно устроен и благоукрашен Казанский собор.

Особого расцвета Вышенская пустынь достигла при его преемнике архимандрите Аркадии (Честонове, 1862-1907 гг.), снискавшем известность мудрого строителя и ревностного настоятеля. Эконом Тамбовского архиерейского дома архимандрит Аркадий был переведен в Вышенскую пустынь по благословению святителя Феофана (Говорова, 1815 - 1894 гг.), который с 1859 по 1863 год возглавлял Тамбовскую епархию. В течение 45 лет архимандрит Аркадий своими трудами и заботами, при ближайшем участии святителя Феофана, обновлял, расширял и обустраивал вверенный ему Вышенский монастырь, доведя его до уровня первоклассных монастырей.
При архимандрите Аркадии (Честонове) построены двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. При его настоятельстве был учреждён крестный ход из Выши в Моршанск и Тамбов с чудотворной иконой.

В 1874-1890 годах выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор , украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый - в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.

Архивное фото

Христорождественский собор

Зимний монастырский собор, сооружённый в 1874-1890 гг. при архим. Аркадии (Честонове). Кирпичный четырёхстолпный пятикупольный храм в стиле эклектики с боковыми четырёхколонными портиками. Второй престол Адриана и Наталии. С 1920-х г. приходской, закрыт в 1938 г., занят под склад. В 1990г. возвращён верующим, ремонт, начатый в 1990-х г., приостановлен, вновь начат в кон. 2000-х г .

Проявляя заботу о распространении грамотности среди братии монастыря и жителей окрестных сел, архимандрит Аркадий построил в 1888 году монастырскую второклассную школу в с. Купля, получившую в 1894 году статус церковно-приходекой. Для глухой малограмотной местности это было великим благодеянием.

В годы настоятельства архимандрита Аркадия в пустынь увеличился приток средств из мира через чудотворную Казанскую Вышенскую икону Божией Матери. В 1862 году по благословению Святейшего Синода, в память двукратного избавления иконой от холеры Моршанска и Тамбова, по согласованию с архимандритом Аркадием были учреждены ставшие впоследствии традиционными крестные ходы с чудотворной иконой.
Скончался архимандрит Аркадий в 1907 году и был похоронен возле Христорождественского собора. Уже в наше время, в 1987 году, честные останки архимандрита Аркадия были перенесены в с. Эммануиловка и погребены за алтарем храма в честь преподобного Сергия Радонежского, поскольку с 1934 года и доныне территорию монастыря занимает психиатрическая больница.

Ключевая роль в возвышении Вышенского монастыря принадлежит известному богослову, почитаемому архипастырю и проповеднику святителю Феофану, прибывшему в 1866 году в обитель на покой. Здесь он прожил 28 лет, из них 21 год провел в затворе, оставив огромное духовно-литературное наследие. В трудах святителя Феофана, многочисленных письмах, из которых, по словам широко известного архимандрита Иоанна (Крестьянкина, 1910 - 2006 гг.) "живая вера потоком изливается на возлюбивших его", можно найти ответы на самые насущные вопросы духовной жизни. Скончался святитель Феофан 19 января (н.с.) 1894 года. Похоронили святителя напротив правого придела Казанского собора монастыря. В 1974 году его нетленные останки были перевезены в Троице-Сергиеву лавру.

С кончиной святителя Феофана слава о нем стала распространяться по всему миру. Со временем "неотмирная мудрость святителя Феофана, которую он старался сделать доступной", достигла многих стран, в том числе и Соединенных Штатов Америки, где его творения высоко ценят за "редкий уровень отеческого учения, совмещенный с абсолютным пониманием души родной России и ее народа, что способствовало развитию в нем понимания духовности современного человека". По словам игумена Германа (Богоявленский скит, Америка, насельников привлекала в обитель много богомольцев и благотворителей, которые ущедряли обитель своими дарами. Первыми и самыми усердными из них были помещики Нарышкины: Сергей Кириллович (1819-1854 гг.) и Эммануил Дмитриевич (1815-1901 гг.), земли которых граничили с монастырскими. В свое время Сергей Кириллович Нарышкин пожертвовал монастырю на вечный помин души 150 тысяч золотых рублей, составивших базовый финансовый фонд монастыря. Обер-камергер Двора Его Императорского Величества Эммануил Дмитриевич Нарышкин, чье имение Быкова Гора располагалось по соседству с монастырем, также 1994 г.): «Он сделал это понимание доступным для каждого человека, поскольку знал, что каждый отдельный человек обладает бессмертной душой, которая должна быть "настроена" здесь на земле, чтобы жить вечно с Богом в раю».
В 1988 году Собором Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, святитель Феофан Затворник Вышенский был канонизирован как подвижник веры и благочестия, оказавший огромное влияние на духовное развитие современного общества. После прославления его святые мощи были перевезены в ближайшую к монастырю церковь в честь преподобного Сергия в с. Эммануиловка, так как в это время монастырь был еще закрыт.

Слава монастыря и его именитых всячески содействовал процветанию Вышенской пустыни. С настоятелем архимандритом Аркадием его связывали теплые дружеские отношения. Нередко настоятель Вышенской пустыни гостил у господ Нарышкиных на Быковой Горе.
В 1886 году Вышенскую пустынь почтили своим посещением царственные особы: Их Императорские Высочества Великий князь Сергей Александрович с супругой Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и Его Императорское Высочество Павел Александрович. При посещении имения Нарышкиных на Быковой Горе они дважды побывали в Вышенской пустыни, которая своим благолепием произвела на них большое впечатление.

Преемником архимандрита Аркадия по управлению Вышенской обителью, согласно желанию братии монастыря, Святейшим Синодом был утвержден воспитанник Вышенской пустыни иеромонах Ипатий (1908-1917 гг.). В 1908 году он был возведен в сан игумена, а 6 мая 1912 года - в сан архимандрита. Настоятельское служение он проходил, следуя примеру архимандрита Аркадия. Игумен Ипатий неопустительно вел необходимые ремонты построек монастыря. В последние годы жизни игумен Ипатий тяжело болел. По этой причине 19 мая 1917 года исполняющим обязанности настоятеля монастыря был назначен казначей обители иеромонах Августин (Щеглов,1917-1924 гг.). Дата кончины игумена Ипатия остается неизвестной.

Настоятельство иеромонаха Августина совпало с одним из трагических периодов истории Вышенского монастыря. После расцвета в истории обители наступили мрачные времена. Первые отголоски революционных перемен докатились до тиши вышенских мест к 1918 году. Осенью 1918 года поруганию подверглась главная святыня Вышенской пустыни. За проведение крестного хода с Казанской Вышенской иконой Божией Матери икона и иеромонах обители были арестованы.
Великолепную ризу иконы из червонного золота и драгоценных камней реквизировали, а на монастырь наложили непосильную контрибуцию в размере 100 тысяч рублей.

В 1924 году по причине болезни игумена Августина, по его благословению монашескую общину возглавил иеромонах Дорофей (Аникин), на которого и пала вся тяжесть бремени настоятельства в разгар богоборческого времени. Он открыто вел Евангельскую проповедь, принимал странников, помогал старикам и бедным деньгами и безвозмездным совершением различных треб, за что подвергался преследованию со стороны властей. В 1931 году по сфабрикованному делу за организацию антисоветских выступлений он был приговорен к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере, где в 1932 году, по свидетельству очевидцев, был задушен надсмотрщиками.

В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. В книге «Красный террор в России» на стр. 103 есть абзац: "Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крестный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: «плевали, шаркали по полу», и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов."Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого».

Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня.

Свято-Успенская Вышенская пустынь находится в Рязанской области на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения ее в Цну. Ближайшими к обители поселениями являются две небольшие деревни – Выша и Важное.

Основание обители на настоящем месте историки относят к 1625 году. Долгое время пустынь была мало известна на Руси. Расположенный в глухих местах монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы. Постепенно Вышенская обитель стала центром духовного просвещения местного населения.

В истории пустыни бывали сложные периоды. Бедность и малочисленность братии монастыря привели к тому, что в декабре 1724 года Вышенская Успенская пустынь была упразднена и приписана к Чернееву монастырю. Предположительно, через два года (на рубеже 1726 и 1727 гг.) она вновь была открыта.

В 1800 году Шацкий уезд отошел к Тамбовской губернии. Епископ Тамбовский Феофил для восстановления обители поставил настоятелем старца Саровской пустыни Тихона, оправдавшего впоследствии выбор святителя своими трудами на пользу и благоустроение Вышенской пустыни. С этого времени начинается постепенное возрождение обители как экономическое, так и духовное.

В 1827 году монахиня Миропия (Данкова) подарила пустыни чудотворный Казанский образ Божией Матери. Когда от этой иконы были явлены чудесные знамения, известность обители стала возрастать, особенно после многочисленных чудес и исцелений во время холеры, свирепствовавшей в Тамбовском крае во второй половине XIX века. Тогда были устроены крестные ходы с иконой по городам и селениям Тамбовской губернии.

Еще большую известность обитель приобрела в 1862–1907 гг. – во время настоятельства архимандрита Аркадия (Честонова). Архимандрит Аркадий происходил из бедной семьи, еще в детстве и юности испытал тяжелую нужду и не имел возможности получить достойное образование, поэтому всеми силами старался распространить просвещение на Шацкой земле среди простого народа. Настоятельство архимандрита Аркадия знаменательно также и тем, что именно в этот период в Вышенской пустыни поселился удалившийся на покой (Говоров) – великий угодник Божий, который ревностно послужил Церкви литературными трудами: переводами святоотеческой литературы, толкованиями Священного Писания, трудами в области нравственного богословия и обширной перепиской с разными людьми. О монастыре святитель писал: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Первые шесть лет пребывания в обители преосвященный не уединялся окончательно. С началом Великого Поста 1873 года начал вести затворническую жизнь. «Ибо затвор что есть? – писал святитель. – То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем другим заниматься не хочет». В одной из келий была устроена церковь во имя Богоявления, в которой святитель служил ежедневно. В это время Вышенская пустынь достигла вершины своего расцвета – она стала центром духовного просвещения не только Шацкой земли, но и всей России.

В начале XX века пришли времена тяжких, небывалых испытаний для России и для Русской Церкви. После революции обитель закрыли не сразу. Сначала в монастыре разместили «Детский городок III Интернационала», для того, чтобы вытеснить оттуда монашескую общину и занять храмы обители под свои нужды. После закрытия монастыря в обители размещались поочередно: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония» и, наконец, областная психиатрическая больница. Храмы и монастырские здания были доведены до полного запустения.

Промыслом Божиим в 1990-х годах началось восстановление храмов и монастырей. 29 апреля 1990 года последовало решение Совета по делам религий при Совете Министров СССР о передаче Рязанскому епархиальному управлению некоторых зданий бывшей Успенской Вышенской пустыни. Монастырь было решено открыть как женский. На следующий день, 30 апреля, в день празднования Святых Жен-мироносиц в Борисоглебском соборе Рязани по благословению Святейшего Патриарха Пимена архиепископ Рязанский и Касимовский Симон совершил торжественное посвящение в сан игумении монахини Нонны (Знаменской) с последующим ее назначением настоятельницей монастыря. Несмотря на то, что были отданы Успенский, Казанский и Христорождественский храмы и небольшой бывший братский корпус, сразу приступить к их реставрации не было возможности. Значительную территорию монастыря психиатрическая больница занимает и по сей день.

11 июля 1990 года игумения Нонна прибыла на место своего назначения. Ей пришлось поселиться на Быковой Горе – в пяти километрах от монастыря, в бывшем имении Нарышкиных, числившемся в государственных архивах памятником культуры местного значения. В советское время здесь располагался туберкулезный госпиталь.

29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя из села Эммануиловка, расположенного в четырех километрах от монастыря, в Успенский храм Вышенской пустыни. Приехавший на это торжество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил надежду, что молитвы святителя помогут возрождению этого святого места. И действительно, благодаря молитвам святителя Божия, жизнь монастыря начинает возрождаться. Храмы постепенно восстанавливаются, в обитель приезжает много паломников, желающих помолиться у святых мощей . И теперь Вышенский монастырь становится одним из центров духовного просвещения Рязанской земли.

14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора. Перед освящением собора в него были перенесены мощи святителя Феофана из Успенского храма. Чудотворная Казанская Вышенская икона Божией Матери также находится отныне в обители.

Монастырь основан предположительно в XVI-XVII веках (в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича - Марфы). Со дня основания до революции монастырь был мужским. Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю. С 1764 года монастырь вновь обретает самостоятельность.

Расцвет монастыря в XIX веке

Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял епископ Феофил. Благодаря ему из Саровского монастыря был приглашен старец Тихон, под руководством которого Вышинский монастырь был отстроен практически заново. При игумене Тихоне (игументво в 1800-1844 годах) возведены каменная четырёхярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в 1818), каменные кельи и каменная ограда с башнями.

Главная святыня монастыря - список чудотворной Казанской иконы Божией Матери - была отдана обители 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии.

В 1831 году заложен летний каменный летний храм во имя этой иконы. Он стал последним сооружением, возведённым при жизни игумена Тихона: освящение достроенного собора состоялось летом 1844 года - через несколько дней после его смерти. Это пятиглавый храм с тремя престолами: центральных из них освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; левый посвящён Рождеству Иоанна Предтечи, а правый - Владимирской иконе Божией Матери. Росписи храма были и резной иконостас выполнены в 1875 году.

В числе прочих, в этом соборе были и иконы, написанные св. Феофаном Затворником. Он жил в монастыре в 1866-1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм .

Немного ранее, занимая должность епископа Тамбовской епархии, св. Феофан назначил на должность игумена бывшего эконома архиерейского дома Аркадия, при котором было построено немало новый строений монастыря.

В 1861 году построен Успенский храм (освящен в 1862) с двумя приделами - Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

При игумене Аркадии построены двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор.

В 1874-1890 годах выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор, украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый - в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.

Разорение и возрождение монастыря в XX веке

В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня.

В 1988 году состоялась канонизация Феофана Затворника, которая привлекла внимание общественности к заброшенной Вышенской обители.

Новое возрождение монастыря началось в 1990 году, когда часть зданий была передана церкви для организации женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии Патриарха Алексия Второго состоялось торжественное перенесение мощей свт. Феофана в Вышенскую обитель.