Сербию можно считать своеобразным «перекрестком» Европы. Через эту страну пролегают самые короткие дороги, связывающие Западную Европу и Ближний Восток. Большое количество национальных парков, гор, речек делают Сербию отличным местом для активного отдыха. Однако, в Сербии есть еще и большое количество уникальных достопримечательностей и несколько популярных бальнеологических курортов.

География Сербии

Сербия расположена на стыке Центральной и Юго-Восточной Европы, на Балканском полуострове. На севере Сербия граничит с Венгрией, на востоке – с Румынией и Болгарией, на юге – с Македонией, а на западе – с Хорватией, Боснией и Черногорией. Общая площадь этой балканской страны – 88 361 кв. км, а общая длина государственной границы – 2 397 км.

Автономный край Воеводина занимает Паннонскую низменность, а на остальной территории Сербии находятся Динарские Альпы, Восточно-Сербские горы, а также Карпатские горы и Стара-Планина. Самая высокая вершина в Сербии - гора Джеравица (2 656 м).

Через всю территорию Сербии протекает Дунай, самая длинная река в этой стране. Самые большие притоки Дуная – Сава и Тиса.

Столица

Столица Сербии - Белград, в котором сейчас проживают более 1,2 млн. человек. Историки полагают, что первые поселения на месте современного Белграда основали кельтские племена.

Официальный язык

Официальный язык в Сербии – сербский, относящийся к южнославянской подгруппе славянской группы индоевропейских языков.

Религия

Более 82% населения Сербии являются православными христианам (Греко-католическая церковь). Еще около 5% сербов считают себя католиками, а 2% – мусульманами.

Государственное устройство Сербии

Согласно Конституции 2006 года, Сербия - это парламентская республика. Президент избирается прямым всеобщим голосованием. Законодательная власть принадлежит однопалатному Парламенту, в котором работают 250 депутатов.

Главные политические партии в Сербии – «Сербская прогрессивная партия», «Демократическая партия Сербии», и «Соцпартия».

Климат и погода в Сербии

Климат Сербии находится под влиянием Атлантического океана, Адриатического моря, и различных горных систем. На севере страны климат континентальный с жарким, влажным летом и холодной зимой, а на юге – умеренно-континентальный, с элементами средиземноморского климата. Средняя температура воздуха в июле составляет +22С, а в январе – около 0С. Среднемесячное количество осадков – около 55 мм.

Средняя температура воздуха в Белграде:

  • январь – -3С
  • февраль - -2С
  • март - +2С
  • апрель - +7С
  • май - +12С
  • июнь - +15С
  • июль - +17С
  • август - +17С
  • сентябрь - +13С
  • октябрь - +8С
  • ноябрь - +4С
  • декабрь – 0С

Реки и озера

Через всю территории Сербии протекает Дунай, самая длинная река в этой стране. Он имеет притоки Сава, Тиса, и Бегей. Кроме того, в Сербии есть и другие реки - Великая Морава, Тамиш, Западная Морава, Дрина, Ибар, Южная Морава, Тимок и Радик.

В Сербии есть несколько больших природных и искусственных озер - Джердапское озеро, Белое озеро, Палич, Борско, Сребрно, Златарско и др.

История Сербии

Славяне на территории современной Сербии поселились в XVII веке н.э. Через некоторое время Сербия попала под власть Византийской империи. В середине X века в западной Сербии образовалось независимое славянское княжество.

В 1170 году в западной Сербии начинает править династия Неманичей. В 1217 году Папа Римский вручает корону королю Стефану Неманичу. Расцвет королевства Сербии пришелся на XIV век, когда страной правил Стефан Душан.

Однако, в 1389 году сербское войско терпит поражение от турков в Косовской битве, и постепенно земли Сербии начинает завоевывать Османская империя. С 1459 года Сербия становится провинцией в Османской империи.

Только в 1878 году Сербия стала независимой, а в 1882 году было провозглашено Королевство Сербии.

Первая мировая война в 1914 году началась после вторжения австрийских войск на территорию Сербии. В декабре 1918 года было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев, которое затем стали называть Югославией.

После окончания Второй мировой войны в 1945 году была образована социалистическая Югославия во главе с Иосипом Броз Тито. Конституция 1974 года послужила одной из причин расширения хорватского, словенского и албанского национализма.

В 1991-92 годах от Югославии отделились Хорватия, Македония, Словения, Босния и Герцеговина. Практически все 1990-е годы Югославия (т.е. Сербия) воевала со своими бывшими республиками. Особенно трудно сербам пришлось в войне в Косово после вмешательства НАТО. В результате, Косово отделилось от Сербии.

В 2003 году было образовано государство Сербия и Черногория, просуществовавшее до 2006 года. Сейчас Республика Сербия занимает территорию в 88 361 кв. км, и не имеет выхода к морю.

Культура

Сербы на протяжении многих веков бережно относились к своей культуре, т.к. таким образом они сохраняли свою самобытность под правлением Османской империи. До сих пор сербы ежегодно отмечают различные праздники, история которых восходит к раннему Средневековью. Самый популярный сербский праздник – «Видов Дан» (местный вариант дня Святого Вита).

Кухня Сербии

На формирование сербской кухни большое влияние оказали соседние с Сербией страны. Особенно заметно турецкое влияние, ведь Сербия долгое время была провинцией Османской империи.

Туристам в Сербии мы обязательно рекомендуем попробовать «ćevapčići» (маленькие рулетики из мясного фарша), «Pljeskavica» (котлеты), «musaka», «podvarak» (жареное мясо с квашеной капустой), «proja» (кукурузный хлеб), «gibanica» (сырной пирог) и др.

Традиционные крепкие сербские алкогольные напитки - šljivovica (сливовое бренди) и Lozovača (виноградное бренди, ракия).

Достопримечательности Сербии

Сербы всегда бережно относились к своей истории, и поэтому в этой стране есть очень много интересных достопримечательностей. В десятку лучших достопримечательностей Сербии, на наш взгляд, входят следующие:


Города и курорты

Самые большие города Сербии - Нови-Сад, Ниш, и, конечно же, Белград.

Сербия не имеет выхода к морю, но зато в этой стране есть очень много бальнеологических курортов. Самые популярные из них - Соко-Баня, Буяновачка-Баня, Врнячка-Баня, Баня-Ковиляча, и Нишка-Баня.

Сувениры/покупки

Туристам из Сербии мы советуем привозить пряники в форме сердца, изделия народных промыслов, народные сербские шляпы, вышитые рубашки, традиционные народные брюки, традиционную народную обувь, народные сербские украшения (браслеты, бусы, ожерелья), вино, сливовицу, а также народные сербские музыкальные инструменты (frula, gusle и dvojnice).

Часы работы учреждений

Сербы относятся к группе южных славянских народов. Это коренное население Сербии. Государство находится в центральной части Балканского полуострова (юго-восточная Европа). Выхода к морю оно не имеет. Столицей является город Белград.

Где живут

Подавляющее большинство сербских граждан проживает у себя на родине. Также они расселяются по соседним странам. Много сербов в таких государствах, как:

  • Босния и Герцеговина
  • Черногория
  • Хорватия
  • Македония
  • Словения
  • Румыния
  • Венгрия

Также сербы живут в Германии, Франции, Канаде, Австралии, Америке. Некоторые уезжают довольно далеко от своей родины - в Африку, Аргентину, Бразилию. Небольшое количество есть и в России.

Язык

Население Сербии разговаривает на сербском языке. Он относится к южнославянской подгруппе, вместе с болгарским, македонским, хорватским и словенским. Туда же входят черногорский и боснийский языки. Все они схожи между собой.

Численность

Постоянная миграция сербов служит причиной того, что получить точные данные об их численности довольно сложно. По разным источникам, их от 10 до 13 млн человек. В самой Сербии их количество достигает 6-6,5 млн. Это примерно 80% от общего числа жителей страны. В Боснии и Герцеговине проживает 1 200 000 сербов, в Германии - 700 000, в Австрии - 300 000, в Швейцарии и США - 190 000 человек. Канада, Швеция, Австралия принимают приблизительно по 100 000 сербов. В остальных государствах их диаспоры составляют от 10 000 до 70 000.

Религия

До прихода православных византийских священников сербы были язычниками. Они приняли христианство в 7 веке. Сейчас подавляющее большинство граждан исповедует православие. Небольшая часть является католиками и протестантами. Встречаются также мусульмане и те, кто считает себя атеистами. Языческие верования наложили определенный отпечаток на традиции и обычаи сербов. У населения до сих пор существуют старорелигиозные взгляды, вера в сверхъестественное.

Внешность

Представители сербской национальности отличаются привлекательной внешностью. Они высокого роста, стройные, статные. Мужчины широкоплечи, обладают горделивой осанкой. Женщины изящны и грациозны. Черты лица правильные, с тонким носом, хорошо очерченными скулами. Волосы в основном русые, у некоторых представителей - темные или черные. Девушки обращают на себя внимание своим ярким внешним видом, большими глазами и обольстительными улыбками.

Жизнь

Для этого южнославянского народа характерны такие особенности, как патриархальность, сильные родовые связи, преемственность поколений. Они чтут семейные традиции, национальные обычаи. Сербов отличает патриотизм, гордость за свою нацию. Многие из них глубоко религиозны. В семье женщины занимаются воспитанием детей, обеспечивают уют, комфортную обстановку. Мужчины отвечают за финансовую сторону жизни. Старшее поколение почитается, члены семьи относятся друг к другу с большим уважением.

Еще в начале 20 века сербы жили сельскими общинами. Этот уклад жизни сохранился и сейчас в селах и деревнях. Там устраиваются посиделки, на которых женская часть населения занимается рукоделием под песни и музыку. В теплое время года люди собираются на свежем воздухе. Сербские женщины умеют прясть, знают ткачество. В сельской местности они собственноручно изготавливали материалы и шили из них одежду. Девочек обучали этому делу с 9-10 лет. Молодые девушки сами готовили приданое к свадьбе.


Сербская свадьба

Сербские семьи представляют собой крепкие союзы. К выбору спутника жизни подходят основательно, что гарантирует долгий, прочный брак. Разводы бывают редко, так как родственные связи очень значимы для людей. Рождение и воспитание детей считается главным предназначением женщины. Появление ребенка в семье сопровождается различными обрядами. В деревнях существуют повивальные бабки, помогающие принимать роды, ухаживать за новорожденным. Многочисленные родственники дарят роженице и младенцу подарки, которые имеют глубокий смысл. Принесенные в дом молодоженов вещи служат оберегами, сохраняют здоровье ребенка, способствуют его быстрому развитию.

Среди сельских жителей распространено кумовство. Кум присутствует при обряде крещения всех детей, родившихся в одной семье. Обычно это шафер (свидетель на свадьбе). Ребенку дают имя святого, в чей день он появляется на свет. Также детей часто называют по именам бабушек и дедушек. При заключении союза молодоженам дают приданое. Им могут быть предметы быта, вещи, мебель, деньги. Приданое хорошо поддерживает молодую семью, пока они не смогут твердо встать на ноги. До середины 20 века при выборе будущего супруга руководствовались такими аспектами, как финансовое положение, физические данные, вес в обществе. Теперь в браки вступают, руководствуясь романтическими побуждениями. Сохранился обычай сватовства на свадьбе. К родителям невесты посылают сватов, роль которых выполняют родные жениха. Они обговаривают свадебные приготовления, определяют размеры выкупа. Свадьба сопровождается гуляньями, длящимися до трех дней.

Одежда

Национальные костюмы сербов немного отличаются в зависимости от областей проживания. Различают шумадийские, ужицкие, пиротские варианты. Также Бачская и Лесковская области имеют свои отличительные признаки. Однако во всех них прослеживаются общие характерные черты. Мужской костюм состоит из таких деталей:

  1. Рубашка с отложным воротничком, иногда с воротником-стойкой. Рукава свободного кроя, на манжетах.
  2. Широкие штаны, заправляющиеся в чулки (гольфы).
  3. Укороченная куртка или длинный кафтан.
  4. Короткая безрукавка, надевающаяся поверх куртки.
  5. Широкий цветной пояс, закрывающий верхнюю часть брюк - кушак.
  6. Высокие шерстяные носки длиной почти до колен.
  7. Опанки - кожаная обувь без каблука, часто с длинным загнутым носком.
  8. Небольшая шапочка или шляпа со средними полями.

Штаны и рубашки шили из хлопкового, льняного волокна. В некоторых областях брюки делали из полушерстяного домотканого сукна. Штаны подпоясывали красивым широким и длинным поясом, края которого свисали до колен. Охотники пользовались кожаными ремнями, в отделения которых удобно вкладывалось оружие. Курточки, кафтаны шили из шерстяных тканей. Полочки и манжеты рубашек украшались вышивкой. Передняя часть верхней одежды отделывалась бейками, гарусом. Безрукавки, расшитые орнаментом, в теплое время года надевали поверх рубах.

Зимой дополнительной частью одежды были длинные плащи из кожи или сукна. Интересной деталью мужского костюма являются высокие носки с вышивкой по верхнему краю. Они утепляют ноги и подчеркивают стройность фигуры. Обувью служат кожаные туфли наподобие мокасин - опанки. Они легкие и удобные для передвижения. На голове носят легкие мягкие шапки из сукна. Зимой их заменяют меховые головные уборы с высокой тульей. Распространены также аккуратные фетровые шляпы с небольшими полями.


Женский национальный наряд очень красив. Он привлекает внимание контрастной расцветкой, богатой вышивкой, множеством декоративных элементов. Девушки надевали свободные легкие блузы-туники из тонкого полотна. Горловина и верхняя часть рукавов украшается сборкой, которая придает пышность фигуре. Края блузы расширенные, собирающиеся в красивые складки. Полочки, низ рукавов отделывают шитьем, вышивкой, лентами. Блузка заправляется в расклешенную юбку длиной ниже колена. Часто использовались ткани-плиссе, которые создают струящийся эффект. Верх юбки украшают широким цветным поясом.

Сверху блузы надевается короткая безрукавка. Она красиво облегает женскую фигуру, застегиваясь у талии как корсет. Их делали из сатиновых или бархатных тканей. Вся передняя часть богато декорируется вышивкой, тесьмой, цветными аппликациями. В холодное время на блузу надевают шерстяную куртку. Интересной деталью женского костюма является фартук. Он носится поверх юбки. Фартук закрывает почти всю ее переднюю часть. Этот элемент одежды также обильно отделан аппликациями и узорами. В некоторых регионах семейные женщины надевали два фартука - спереди и сзади.

На ногах женщины носят шерстяные гольфы, украшенные вышивкой, и опанки. Головные уборы отличаются разнообразием. Распространены небольшие округлые шапочки, плотно обхватывающие голову. Их отделывают лентами, цветами, шнурами, монетками. Некоторые девушки носили платки, шали. Женский наряд дополняется различными декоративными деталями, среди которых:

  • цветы
  • ожерелья
  • монисто
  • браслеты
  • небольшие вязаные сумочки


Жилище

Типы жилых построек различаются в зависимости от областей. Примитивным видом сербских жилищ в средние века были землянки и хижины. Первые назывались земуницами и представляли собой углубление в верхнем слое земли с верхней частью, состоящей из жердей. Их покрывали дерном, присыпали землей. Хижины (колиба) делали в виде шалашей. Наклонные стены складывали из шестов, длинных прутьев. Сверху их обкладывали соломой, корой, дерном. Диаметр жилья был всего около 2 метров. В нем можно было разместиться на ночлег или укрыться от непогоды.
Более поздние строения были такими:

  • деревянный сруб;
  • дом из камня;
  • каркасный домик.

Небольшие деревянные избы назывались брвнара. Это сруб на одну комнату, сложенный из бревен. Брвнары были низенькие, не имели потолка, фундамента. Такое жилье в случае необходимости переносили на новое место жительства. В середине или у стены размещался очаг, обложенный камнями. Наряду с брвнарами строили глиняные хижины. Стены из плетеных прутьев смазывали глиняной смесью. Постепенно дома усовершенствовались. К середине 19 века жилье расширилось: в нем появилась вторая комната. Стали делать фундамент, крышу. Первоначально кровлю устилали тонкими досками, затем начали делать черепичное покрытие. Часто к срубу пристраивали глинобитную полумазанку. Она играла второстепенную роль. В ней селили молодоженов, принимали гостей. В главной комнате готовили еду, занимались домашними делами, отдыхали.

Каркасные постройки также были одноэтажными. Они назывались плетара. Сначала строили коробку из досок по периметру жилья. Затем изготавливали плетеные стены, намазывали на них глину. После этого плетенку соединяли с основным каркасом. Стены белили внутри и снаружи. Кровлю застилали досками или соломой, позднее - черепицей. В отдельных районах Сербии такое жилье стояло до середины прошлого века.


Позднее стали делать прочные и надежные дома из камня и кирпича. Вначале была распространена сухая кладка. Неотесанные камни укладывались друг на друга без всякого раствора. Одноэтажное жилище имело простую двускатную крышу, устланную соломой или дранкой. Затем стали строить двухкомнатные дома и продлевать их вверх. Появились двух- и трехэтажные строения. В нижнем ярусе располагались помещения для хранения припасов, загоны для домашних животных. Современные дома делают из камня, кирпича. Их устанавливают на высокий фундамент. Крыши в основном четырехскатные. Строения дополняют террасами, верандами. В новых постройках высокие потолки, большие окна. Сейчас строят и каркасные дома по новой технологии.

Традиции

Сербская культура богата на праздники и обряды. Многие из них имеют языческие корни. Наиболее значимые для сербов праздники:

  1. Божич
  2. Крестная слава
  3. Видовдан
  4. Джурджевдан
  5. Васкрес

Крестная Слава является одним из главных семейных событий у сербов. Он отмечается как праздник святителя - защитника семьи. Его традиционно проводят в доме отца. В каждой сербской семье есть свой святой, который переходит по отцовской линии. Девушка, вышедшая замуж, празднует Славу мужа. В этот день приглашают гостей, ходят в церковь. Священник поливает принесенный хлеб вином, разламывает его вместе с хозяином.


Божич - любимый зимний праздник в Сербии. В России его аналог - коляда. Его отмечают сразу после сочельника, 7 января. В этот день проводится обряд бадняка (полено). Полено намазывают медом, обсыпают пшеницей и кладут в очаг. Там оно горит весь вечер. Ритуал сожжения полена означает переход от старого года к новому. На площадях разводят костры и сжигают ветки. Когда стемнеет, дети ходят по домам, распевая песни и собирая сладости (колядуют).

Васкрес, или Великден - аналог Пасхи. В этот день красят яйца, обмениваются ими, приглашают гостей. В отдельных районах южной Сербии яйца красили в черный цвет, обозначая так печаль по распятию Христа. Также сохранился языческий обычай с применением яиц. Нужно найти муравейник и положить яйцо в середину. Этот ритуал привлекает богатство и успех.

Джурджевдан празднуется в первый день лета (у русских это Юрьев день). Лекарственные растения, собранные на Джурджевдан, обладают магической силой. Их применяют для лечения разных болезней, раскладывают дома, в загонах для скота для защиты от всяких несчастий. Также в этот день делали венки из цветов, собирали росу, гадали на травах.

Видовдан - день празднования Вида (Вита). Это святой, спускающий на землю град. После празднования Видовдана солнце завершает летний круг и поворачивается к зиме (так как дни идут на убыль). В ночь на Видов день жгут костры, которые считаются священными.

Обряды

Языческие верования оставили большой след в культуре сербов. У этого народа сохранилось множество старинных обрядов. Некоторые из них довольны интересны: полазник, додола, запис.

Полазник - это человек, который первым пришел в гости на рождество (утром). Считалось, что каков человек, таким и будет наступающий год. Он объявлялся божественным, так как совершал важные ритуалы в доме. Полазника угощали, уступали место у огня. Он должен был пошевелить бадняк, чтобы привлечь в дом счастье. Гостю давали крепкую ветку, и он бил по углям, стараясь, чтобы искр получилось как можно больше. Каждая искорка символизировала деньги, удачу, материальное благополучие.

Додолу совершали с целью вызывания дождей. Это необходимо для того, чтобы насаждения не испытывали недостатка во влаге и давали хороший урожай. Обряд совершается в летний период между Юрьевым днем (6 мая) и Петровым (29 июня). Для совершения действия находят девочку, которая является либо сиротой, либо последним ребенком в семье (додола). К ней присоединяются еще несколько детей. Их украшают зелеными веточками, на голову надевают венки из травы. Дети обходят все дома в деревне. Затем исполняется танец под песенное сопровождение. Селяне берут ведра с водой и обливают додолу - имитируется дождь. После этого детям дают подарки и сладости.


Празднование додолы

Запис - обряд поклонения дереву с целью защиты урожая от непогоды. Он берет начало в древнеславянской культуре. Существовали священные рощи, в которых люди собирались для общения. Их нельзя было рубить на дрова, собирать хворост. В деревне выбиралось главное дерево с крупным стволом, называемое «запис». Обычно это был дуб или вяз, бук. На нем вырезался крест. Возле него молились, совершали жертвоприношения. Если человек начинал болеть, его одежду приносили под запис для исцеления.

Еда

Крестьянская пища была простой: хлеб с молоком, масло, немного овощей. Также в рационе всегда присутствовало мясо, так как сельские жители охотились и занимались скотоводством. Рыбу сербы готовят нечасто, предпочитая ей мясные блюда. Селяне едят много хлеба и выпечки. Раньше были распространены лепешки из кукурузной муки. Сейчас пшеничная мука употребляется гораздо больше. Также ее смешивают с ржаной, ячменной, овсяной. Хлеб пекли на огне, на круглых противнях. Некоторые сербы до сих пор делают выпечку самостоятельно.

В целом кухня похожа на русскую: присутствуют супы, каши, молочные продукты, картофель, белокочанная капуста. Многие блюда готовят из стручковой фасоли. На основе молока делают сыры, каймак (нечто среднее между сметаной и творогом), сливки. На сербскую кухню сильно повлияла близость Турции. В кафе и ресторанах часто подаются такие блюда, как: люля-кебаб, разнообразные шашлыки, мясо барбекю. В кондитерских можно найти пахлаву, сладкие роллы, французские десерты. В Сербии очень любят выпечку. Здесь можно встретить большое разнообразие пирогов с мясными, сырными, овощными начинками, а также сладкие кондитерские изделия. Популярны блинчики (палачинке), пончики (приганица), сырный десерт с орехами - штрукли.
Известными национальными блюдами сербской кухни являются:

  1. Плескавица - своеобразная большая котлета из перекрученного или рубленого мяса. Подается с овощами, луком, хлебной лепешкой. Иногда в ресторанах описывается как гамбургер.
  2. Чевапчичи. Блюдо напоминает турецкий люля-кебаб. Это рубленые мясные колбаски, приготовленные на гриле. Подаются с каймаком, луковыми кольцами.
  3. Караджорджева шницла. Это очень вкусное блюдо, основой которого является тонкий мясной стейк. Его сворачивают и обжаривают в смеси яиц и сухариков. Подают с острыми соусами.
  4. Пинджур. Закуска на основе баклажанов и томатов, иногда называемая икрой. В состав входят лук, чеснок, смесь острых перцев.
  5. Мешано месо - традиционное мясное сербское ассорти. На большое блюдо выкладывают несколько видов мясных деликатесов. Там могут быть шашлыки, чевапчичи, котлеты, шницла и другие блюда. Одной тарелки хватает на несколько человек.
  6. Джувеч - тушеное мясо с рисом и овощами. Немного напоминает плов, но имеет более жидкую консистенцию.

Мешано месо

Напитки по большей части представляют собой фруктовые соки. В сельской местности делают буковый и березовый сок. Из слив и винограда делают вкусные десертные вина, фруктовую водку, которая называется ракия. Домашний напиток крепче, чем заводской - в нем может быть до 60 градусов. Для приготовления ракии применяются груши, айва, яблоки, полынь.

Характер

Сербы - дружелюбный и гостеприимный народ. Они очень отзывчивы, внимательны к своим родным и друзьям. Они очень любят детей, уделяют им много внимания. В гостях принято говорить о семье, родственниках. Распространено побратимство. Это древний обычай, когда люди, не связанные родственными узами, выполняют определенный ритуал, после которого считаются братьями. Побратимы имеют тесные отношения, всегда помогают друг другу.

Частые войны и нападения на граждан этой страны наложили отпечаток на менталитет сербов. Они имеют мужественный характер, гордятся своей нацией и государством. Мужчины могут вести себя шумно, у них приняты крепкие рукопожатия, похлопывания по спине. Они прямолинейны и искренни. Сербы ценят доброту, порядочность. Они всегда отблагодарят того, кто им помог, будут рады видеть его у себя в гостях.

СФРЮ - эта аббревиатура уже стала забываться. Уходит в прошлое и другое название страны - Югославия. Население Сербии, Боснии, Хорватии и других союзных республик, входивших в это государство, так и не смогло стать единой нацией. Попытка ее создания потерпела крах, за которым последовал распад страны и череда кровавых гражданских конфликтов.

Конфликт между Хорватией и Сербией

Изначально отношения между двумя народами складывались вполне дружелюбно. В XIX веке среди интеллигенции имела популярность идеология иллиризма - объединения южнославянских народов в единое суверенное государство либо автономию в рамках австро-венгерской монархии. В 1850 году было подписано соглашение о едином литературном языке, равноправно именуемом сербохорватским или хорватскосербским.

В 1918 году мечта сбывается - на карте Европы появляется новая страна: Королевство сербов, хорватов и словенцев с сербской правящей королевской династией Карагеоргиевичей и столицей в Белграде.

Такое положение вещей многим сразу не понравилось. Административно-территориальное деление совершенно не совпадало с этнорелигиозным составом населения. Росли недовольство и противоречия между населявшими страну народами.

С началом Второй мировой войны и немецко-фашистской оккупации Югославия была расчленена, а на части ее территории возникло марионеточное Независимое государство Хорватия.

Начался геноцид сербского населения, унесший жизни нескольких сотен тысяч человек. Порядка 240 000 было насильственно обращено в католицизм, а 400 000 стали беженцами.

Послевоенный коммунистический режим Тито пытался сплотить народы страны на основе идеологии «братства и единства». Общность языка, сходство в культуре и югославская модель социализма должны были создать новую нацию. Религиозные и некоторые языковые отличия при этом намеренно игнорировались и объявлялись пережитком прошлого.

После смерти Тито нарастают центробежные тенденции. В 1991 году Хорватия объявляет независимость и выходит из состава Югославии. Местные сербы не хотят жить в новом государстве, возникает самопровозглашенная Республика Сербская Краина. Начинаются боевые действия, идут этнические чистки и геноцид сербов в Хорватии 1991-1995 гг., но достается и самим хорватам - военные преступления совершают обе воюющие стороны.


Причины

Много говорится о религиозных отличиях двух народов и их этнополитической ориентации на Запад и на Восток соответственно. Фашистскому режиму усташей припоминают насильственное окатоличивание православного населения во время гитлеровской оккупации. Подчеркиваются и диалектные различия: так и не смогли люди о едином языке договориться.

Но главная причина раскола - экономическая. Хорватия была одной из самых развитых республик СФРЮ и давала до 50% валютных поступлений в бюджет.

Богатый промышленный потенциал и привлекавшие иностранных туристов курорты Адриатики тому способствовали. Кормить более бедные и отсталые регионы страны хорватам не нравилось. Они все больше ощущали себя неравноправными, хотя центральное правительство для соблюдения равновесия сдерживало сербское национальное движение.

Борьба за идентичность проявилась и в языковых войнах. В 1967 году филологи из Загреба отказались завершать работу над общим словарем сербохорватского языка. В дальнейшем хорватская литературная норма продолжила обособляться от сербской: подчеркивались старые, вводились новые отличия в лексике.


Ход событий

В марте 1991 года происходят первые столкновения между местной полицией и силами сербской самообороны. Погибло 20 человек. В дальнейшем стычки продолжались, а 25 июня 1991 года по результатам референдума Хорватия объявляет о независимости, выходит из состава Югославии и формирует собственные вооруженные силы. Югославская армия и силы сербского ополчения берут под свой контроль до 30% территории страны. Начинаются активные боевые действия.

ВВС Югославии бомбят Загреб и Дубровник, идут бои в области Славония и на Адриатическом побережье. Обе воюющие стороны проводят этнические чистки и создают лагеря для военнопленных.

К концу года уже существует самопровозглашенная Республика Сербская Краина, не признающая центральное правительство в Загребе.

Зимой 1992 г. при международном посредничестве наступает перемирие. В страну входят миротворческие силы ООН. Масштаб военных действий снижается, они обретают все более эпизодический характер, происходит обмен пленными. Однако уже в начале 1993 г. положение обостряется на фоне войны в соседней Боснии, где свои самопровозглашенные республики создают и сербы, и хорваты.

К 1995 г. хорватская армия и добровольческие формирования уже хорошо вооружились и научились воевать. Во время операции «Буря» 100-тысячная группировка ликвидирует Сербскую Краину и проводит зачистку ее территории. Спасаясь, беженцами стали до 200 000 человек.

12 ноября 1995 г. подписывается мирное соглашение, положившее конец гражданской войне в Хорватии. Около 20 000 погибших и 500 000 беженцев - таков ее итог.

Последствия

Война нанесла огромный урон экономике - спад составил до 21% ВВП. Пострадало 15% жилого фонда, десятки городов подверглись массированным артобстрелам, пострадали многие православные и католические церкви и монастыри. Сотни тысяч людей были вынуждены бежать, оставляя свое имущество - многие и по сей день не могут вернуться в свои дома.

Другим следствием стало резкое изменение этнического состава целых городов и областей. Удельный вес сербского населения снизился с 12% до менее 4,5%.


Численность населения стран

Гражданские войны 90-х, экономические проблемы и снижение рождаемости привели к неблагополучной демографической ситуации в обеих странах: население сократилось. Впрочем, депопуляция давно стала трендом во всех странах Восточной Европы. Для Сербии и Хорватии, как и их соседей, здесь свою лепту вносит фактор высокой эмиграции. Югославская диаспора на Западе насчитывает сотни тысяч человек.

Сербия

Численность населения Сербии на территории, подконтрольной правительству Белграда, составляет около 7 млн человек, из них сербы - 83%. Национальный состав по всей территории страны неоднороден. Так, находящийся к северу от Дуная автономный край Воеводина - один из самых пестрых по этническому составу в Европе. Здесь доля сербов падает до 67%, но есть большие общины венгров, словаков, румын и русин. В крае хорошо развита система образования и медиа на языках меньшинств, они имеют признанный официальный статус.

На юге страны большую роль играет мусульманский фактор, и многие исследователи считают его бомбой замедленного действия. Речь идет о Прешевской долине с большой долей албанцев и области Санджак, где до половины населения составляют исповедующие ислам боснийцы, образуя своего рода анклав.

В нынешних реалиях Косово, формально входящее в состав Сербии, правильнее рассмотреть отдельно. Оценки и переписи населения здесь сильно разнятся - причиной тому война, этнические чистки и массовая эмиграция. Численность жителей составляет от 1,8 до 2,2 млн человек, из них албанцев - порядка 90%, сербов - около 6%, остальные - цыгане, турки, боснийцы и более мелкие общины других славян.


Хорватия

В стране проживает порядка 4,2- 4,4 млн человек. Как и в Сербии, демография характеризуется очень низкой рождаемостью (1,4 детей на женщину) и отрицательным естественным приростом, однако коэффициент убыли здесь ниже. Население сильно сократилось из-за войны, когда огромное количество людей покинуло страну.

Государство моноэтнично: доля хорватов давно превысила 90%, сербская община составляет теперь около 189 000 человек. За ними по численности следуют боснийцы, итальянцы, цыгане и венгры.

Существует проблема репатриации сербов и возврата либо компенсации их имущества, утраченного в ходе войны. За пределами Хорватии живет около 200 000 сербских беженцев, покинувших страну в ходе военных действий.


Религиозный состав Сербии и Хорватии

История христианства на Балканах сложна и противоречива. При языковой однородности славянского населения уже в средние века сложилась религиозная чересполосица со смешением православия, католицизма и богомильства - еретического направления, образовавшего собственную церковную организацию. Приход турок, частичная исламизация и массовые переселения еще больше усложнили картину. Войны 90-х сделали этническую и религиозную карту региона более однородной.

На Балканах вероисповедание обычно тождественно национальной принадлежности. Сербское православие и хорватский католицизм - главное и почти единственное заметное отличие двух народов.

Христианство присутствовало в регионе уже в VII веке, однако официальное его принятие относят к более позднему времени. В начале IX столетия крещение принимает Борна, князь приморской Хорватии, а в середине - сербский княжеский род Властимировичей. Новая вера проникает одновременно и с Запада, и с Востока.

На момент церковного раскола римско-католический обряд утвердился преимущественно на Адриатическом побережье и сопредельных землях, греко-православный - в более отдаленных внутренних областях Балкан. Там же существовала и еретическая Боснийская церковь, исповедовавшая учение богомильства. Таким образом, религиозное размежевание среди сербов, хорватов и боснийцев началось уже в Средневековье.


Православные

Как следствие византийского влияния, в Сербии вероисповедание в основном православное среди самих сербов, а также их соседей влахов, дославянского кочевого романоязычного населения региона.

Православных (сербов, влахов, цыган и пр.) - 85% населения, однако в Косово удельный вес падает до 5%. В Хорватии же их доля крайне мала и составляет 4,4%, практически совпадая с количеством сербов.

Однако в прошлом сербы активно переселялись в хорватскую Славонию под власть австрийской короны, где была создана Военная Граница - система поселений для защиты империи от турок. Сербы-граничары по своим функциям походили на реестровое казачество Российской империи. Здесь сербы религию и свободу вероисповедания сохранили, хотя и не были равноправны с католиками. То есть и в Хорватии тоже имеются давние православные традиции.


Мусульмане

Ислам пришел на сербские и хорватские земли вместе с турецким завоеванием. Основная масса христиан сохранила верность своей религии. Но в ряде областей церковные институты и традиции были слабее, особенно в Боснии. Здесь исламизация набирала обороты, особенно в городах - административных, торговых и культурных центрах новых провинций Османской империи. Мусульмане и христиане населяли чересполосно целые области.

Города как форпосты ислама и сельская местность с более сильными христианскими традициями - особенность, характерная для всех балканских стран в эпоху турецкого ига.

В современной Хорватии мусульман мало - всего 1,5%, в основном боснийцы. В Сербии цифра выше - 3,2%, сюда входят жители южной области Санджак и прешевские албанцы. Однако эта статистика не учитывает Косово, ставшее почти полностью мусульманским. Здесь исповедует ислам более 95% - албанцы-косовары, а также турки, боснийцы и более мелкие группы славян-мусульман.


Католики

В Хорватии вероисповедание в основной католическое. Латинский обряд пришел вместе с миссионерами из Рима и Венецианской республики, державшей под контролем нынешнее побережье страны. Однако произошло уникальное явление - латинская месса утвердилась, но не смогла вытеснить пришедшие с Востока церковные традиции.

Хорваты приняли католицизм, но сохранили богослужение на старославянском языке и глаголицу как культовую письменность вплоть до XX столетия.

Ранняя утрата независимости, уния с Венгерским королевством и вхождение в состав Австрийской империи лишь усилили позиции католической церкви.

Воеводина также находилась под властью Вены. Поэтому большинство приверженцев католической веры, составляющих в Сербии 5,5% населения, проживает именно здесь. Прежде всего это венгры, а также словаки и хорваты.


Протестанты

Население обеих стран консервативно в своем мировоззрении - поэтому новый для этих мест протестантизм почти не нашел здесь сторонников. Они составляют считанные доли процента от общего населения.

Верующие других религий

Иудаизм в прошлом имел определенный вес в регионе: существовали не очень большие, но вполне процветающие еврейские общины как сефардов, так и ашкеназов. Но в годы Второй мировой войны нацисты и их пособники усташи массово истребляли евреев вместе с сербами и цыганами. На сегодняшний день приверженцев иудаизма в каждой из стран осталось не более нескольких сотен.

Агностики

Религиозный вопрос в обеих странах сильно политизирован, поэтому исследования не всегда дают объективную картину. Лишь 0,76% жителей Хорватии указали себя агностиками и скептиками. Не указали отношение к религии 2,17% граждан Хорватии и 5,24% Сербии. Вместе с тем по данным Евростата 67% людей в Хорватии верят в Бога, 24% регулярно ходят в церковь, а 70% считают религию важной частью своей жизни (в Сербии - 56%).

Атеисты

Нерелигиозными в целом и атеистами считают себя 3,81% населения Хорватии. В Сербии эта цифра доходит лишь до 1,1% в среднем по стране, а в некоторых областях падает до уровня статистической погрешности.

Представители церкви

Главой или примасом католической церкви в Хорватии является кардинал Иосип Бозанич. Административно она поделена на 5 частей: 4 митрополии и 1 архиепархию с центром в г. Задар на побережье. Последняя основана еще в римскую эпоху и подчиняется напрямую Ватикану. В Сербии образована одна архиепархия на большей части страны и 3 епархии в автономном крае Воеводина.

Косовские албанцы католического вероисповедания объединены в отдельную структуру - епархию Призрена и Приштины, также управляемую напрямую папским престолом. Примечательный факт - Ватикан по сей день не признает независимость Косово.

Сербская православная церковь имеет непростую историю. Она дважды получала автокефалию, а ее структуры неоднократно упразднялись и воссоздавались заново с нуля. Периодом расцвета стал период 1918-1941 гг. как время максимального расширения и укрепления иерархии.

Правящим архиереем с 2010 г. является патриарх Ириней (Гаврилович). Структурно церковь состоит из 4 метрополий и 36 епархий на территории бывшей Югославии и других стран с заметной сербской диаспорой. После церковного раскола в Македонии и образования неканонической Македонской церкви приходы, сохранившие верность Белграду, выделены в автономную Охридскую архиепископию СПЦ.


Роль веры в жизни

В условиях постоянных войн и иноземного господства вкупе с религиозным неравноправием вера стала играть особую роль в жизни людей на Балканах. Помимо ритуального и духовного аспектов она стала важным и главным фактором самоидентификации.

Смена религии в прошлом означала и смену национальности. Приняв католицизм, серб превращался в хорвата.

При правлении Тито в рамках идеи югославизма религиозные различия намеренно нивелировались, атеизм был государственной политикой. На фоне войн 90-х набрал силу обратный процесс, религия вновь стала играть большую роль. И даже ведущие вполне светский образ жизни люди при переписи предпочитают указывать себя приверженцами православной или католической веры, видя конфессию важной частью своей национальной идентичности. Закон Божий как школьный предмет активно преподается в школах, но его изучение не обязательно.

Церковные ритуалы и традиции стран

Католическая церковь в регионе следует латинскому обряду, после принятия унии византийский обряд также имеет место, а глаголический постепенно вышел из употребления. Православное богослужение использует старославянский и сербский языки, а в качестве календаря юлианский, он же «старый стиль».

Крестная Слава - народный праздник и фестиваль, имеющий знаковое место в сербской культуре. Один или два раза в год семья собирается в расширенном составе (до нескольких сотен человек) и празднует день святого-покровителя их рода. Его может иметь также село или город, как и собственную Славу. По одной из версий, Слава возникла в процессе христианизации Сербии, но есть аргументы и в пользу ее более древних языческих корней.


Религиозные праздники

Праздники из церковного календаря признаны на государственном уровне и отмечаются в обеих странах.

Католические в Хорватии:

  1. Богоявление (6 января).
  2. Пасхальный понедельник.
  3. Праздник Тела и Крови Христовых.
  4. Успение Богородицы (15 августа).
  5. День всех святых (1 ноября).
  6. Рождество (25 декабря).
  7. День святого Стефана (26 декабря).

Православные в Сербии:

  1. Рождество (7 января).
  2. Великая пятница (предпасхальная).
  3. Поливальный понедельник (он же пасхальный).

Отношение к другим верам

Гражданские войны, этнические чистки и геноцид прошлого не обошлись без разрушения церквей и монастырей, а также насильственных обращений в другую религию. Людям есть за что не любить друг друга. Вера как этнический маркер, взаимные обиды и мышление по схеме «свой-чужой» до сих пор создают почву для религиозной и этнической нетерпимости между православными и католиками бывшей Югославии.


Видео о странах

Из этого видео вы узнаете, почему надписи на кириллице остаются для хорватов напоминанием о войне.

Религия в Сербии и Сербская Православная Церковь

Храм Святого Саввы в Белграде является самым большим православным храмом и входит в 10-ку крупнейших христианских церквей мира.

Согласно конституции, Сербия является светским государством, гарантирующим свободу в выборе религии. Сербия – одна из стран Европы с религиозным разнообразием - с православным большинством, католическим и исламским меньшинствами и другими мелкими конфессиями.

Православные христиане (6 079 396 человек) составляют 84,5% населения страны. Сербская православная церковь исконно является самой крупной церковью страны, приверженцами которой в подавляющем большинстве и являются сербы. Другие православные общины в Сербии представляют такие народы, как черногорцы, румыны, влахи, македонцы и болгары.

Католиков в Сербии насчитывается 356 957 человек или, примерно, 5% населения, и проживают они, в основном, в автономной области Воеводина (особенно в ее северной части), являющейся родиной этнических меньшинств, таких как венгры, хорваты, буневцы, а также словаки и чехи. Протестантизм исповедуют всего около 1% населения страны – это, в основном, словаки, живущие в Воеводине, а также венгры-реформисты.

Мусульмане (222 282 человека или 3% населения) образуют третью по величине религиозную группу. Ислам имеет историческую обоснованность в южных регионах Сербии, прежде всего в южной Рашке. Боснийцы представляют крупнейшую исламскую общину в Сербии, по некоторым оценкам около трети цыган страны являются мусульманами.

В Сербии проживает всего 578 иудеев. Евреи из Испании поселились здесь после их изгнания из страны в конце 15-го века. Сообщество процветало и достигло своего пика, насчитывая 33 000 человек до начала Второй мировой войны (из которых почти 90% жили в Белграде и Воеводине). Однако разрушительные войны, которые позже опустошили регион, привели к тому, что значительная часть еврейского населения Сербии эмигрировала из страны. Сегодня Белградская синагога является единственной действующей, спасенной местным населением во время Второй мировой войны от уничтожения от рук нацистов. Другие синагоги, такие как синагога Суботицы, представляющая собой четвертую по величине синагогу в Европе, и Нови-Садская синагога были превращены в музеи и художественные павильоны.

Языки Сербии и сербский язык

Официальным языком является сербский, относящийся к группе Южнославянских языков и являющийся родным для 88% населения. Сербский язык является единственным европейским языком, активно применяющим диграфию (графическое двуязычие), используя как кириллицу, так и латиницу. Сербская кириллица была разработана в 1814 году сербским лингвистом Вуком Караджичем, который создал сербский алфавит, основываясь на фонематических принципах. Кириллица берет начало от преобразованного греческого рукописного шрифта Кирилла и Мефодия 9 века.

Признанными языками меньшинств являются: ​​венгерский, словацкий, албанский, румынский, болгарский и русинский, а также боснийский и хорватский, сходные с сербским. Все эти языки являются официальными и используются в муниципалитетах или городах, где более 15% населения представляют национальное меньшинство. В Воеводине местная администрация использует, помимо сербского, пять других языков (венгерский, словацкий, хорватский, румынский и русинский).

, Римско-католическая церковь , Словацко-евангелическая церковь Аугсбургского вероисповедания , Реформатская христианская церковь , Евангелическая христианская церковь , еврейская и исламская религиозные общины) и «конфессиональные объединения» (внесенные в специальный реестр) . Разница состоит в том, что традиционные церкви и религиозные объединения в отличие от конфессиональных объединений имеют право на организацию религиозного образования в школах. Кроме того, закон 2006 года запретил регистрацию религиозной организации, если её название идентично названию уже зарегистрированной в реестре религиозной организации или названию той организации, что проходит регистрацию .

Верующие в Сербии
Православные 85.0 %
Католики 5.5 %
Мусульмане 3.2 %
Протестанты 1.1 %
Иудеи 0.09 %
Другие 0.07 %

Согласно переписи населения г., без Косова :

  • православных - 6 371 584 чел. (85,0 % населения),
  • католиков - 410 976 чел. (5,5 % населения),
  • мусульман - 239 658 чел. (3,2 % населения),
  • протестантов - 80 837 чел. (1,1 % населения),
  • иудеев - 785 чел. (0,09 % населения),
  • других конфессий - 530 чел. (0,07 % населения).

Реестр церквей и религиозных общин

Организации, внесённые в реестр:

  • Словацкая евангелическая церковь а.в.
  • Реформатская христианская церковь
  • Евангелическая христианская церковь а.в.
  • Еврейская община
  • Исламская община
  • Епархии Румынской православной церкви
  • Христианская адвентистская церковь
  • Евангелическая методистская церковь
  • Евангельская церковь в Сербии
  • Церковь Христовой любви
  • Христова духовная церковь
  • Союз Христианских Баптистских церквей в Сербии
  • Христианская Назарянская религиозная община
  • Церковь Божья в Сербии
  • Протестантская христианская община в Сербии
  • Христова церковь братьев в Республике Сербии
  • Свободная церковь Белграда
  • Христианская религиозная община Свидетелей Иеговы
  • Церковь завета «Сион»
  • Уния реформаторских движений адвентистов седьмого дня
  • Протестантская евангельская церковь «Духовный центр»

Напишите отзыв о статье "Религия в Сербии"

Примечания

Галерея

Отрывок, характеризующий Религия в Сербии

– Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер.
– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.