Название страны происходит от испанского argento, означающего «серебро».

Столица Аргентины . Буэнос-Айрес.

Площадь Аргентины . 2766890 км2.

Население Аргентины . 43.42 млн. чел. (

ВВП Аргентины . $540.2 млр. (

Расположение Аргентины . Аргентина - государство в . На западе граничит с Чили, на севере - с Парагваем и , на востоке - с и Уругваем. На юго-востоке омывается водами .

Административное деление Аргентины . Государство разделено на 22 провинции, федеральный (столичный) округ и национальную территорию .

Форма правления Аргентины . Республика.

Глава государства Аргентина . Президент, избираемый на 6 лет.

Высший законодательный орган Аргентины . Двухпалатный парламент - Национальный конгресс (Сенат и Палата депутатов).

Высший исполнительный орган Аргентины . Кабинет министров.

Крупные города Аргентины . Кордова, Росарио, Мар-дель-Плата, Сальта, Мендоса.

Государственный язык Аргентины . Испанский.

Религия Аргентины . Подавляющее большинство населения являются последователями Римско- церкви - 92%.

Этнический состав Аргентины . 85% - (главным образом и их потомки) 15% - метисы.

Климат Аргентины . Климат на территории Аргентины разнообразен, что обусловлено протяженностью государства с севера на юг на 3700 км. Традиционно выделяют 6 : Куйо и на северо-западе, Междуречье и северо-восточный регион, Чако, Пампасы, Патагония и область озер, острова Огненная Земля. В Междуречье (так называется территория между реками и ) - климат, характерной чертой которого является очень жаркое лето. В Патагонии (район к югу от Рио-Колорадо) - и засушливый. Огненная Земля характеризуется мягким морским . Зимой южные (пампье-ры) вызывают заморозки даже на севере государства. В Патагонии морозы достигают - 33 °С. убывают с востока на запад от 1400-1600 до 100-300 мм в год, на восточных склонах Анд выпадает 2000-5000 мм.

Флора Аргентины . Территорию Аргентины покрывают влажные , субтропические леса (пальмы, палисандр, танин). В завезены эвкалипты, сикоморы, акация. У подножья Анд распространены ель, сосна, кедр, кипарис.

Фауна Аргентины . Представители животного мира Аргентины - обезьяны, ягуар, пума, оцелот, лама, броненосец, муравьед, тапир, лиса. Из птиц обитают страус нанду, фламинго, попугаи, колибри, ястреб, сокол, куропатка.

Достопримечательности Аргентины . В Буэнос-Айресе - здание Конгресса, Национальный музей изящных искусств, Музей современного искусства, Музей кино, Национальный исторический музей, колониальная архитектура, много прекрасных парков. Символами Аргентины служат гаучо (ковбои), танго, напиток мате.

Полезная информация для туристов

В принято давать чаевые, которые составляют 5- 10% от счета за обслуживание, в дорогих заведениях часто они уже включены в счет.

Господствующей религией Аргентины с момента ее освоения европейцами всегда было христианство. Так остается и на сегодняшний день. Крупнейшая христианская деноминация в государстве — римский католицизм, поскольку исторический и духовный фон страны во многом определялся под влиянием Испании, колонизировавшей эту часть Нового света. Однако на протяжении истории, особенно в период иммиграции XX века, в Аргентине развивались и другие духовные направления. Кроме того, Аргентина является одной из стран Латинской Америки с наибольшим процентом нерелигиозных атеистов, агностиков и гуманистов, а также верующего в Бога населения, но не соотносящего себя с какой-либо церковью или духовным сообществом.

Государство и религия

Аргентина в 1966 году заключила конкордат со Святым Престолом, что дает Римской католической церкви особые права и привилегии в Республике, а также поддержку федерального правительства, согласно Конституции (статья 2), Гражданскому и Коммерческому кодексу страны. Отличительное положение католицизма обеспечивает ему превосходящее положение в отношении остальных церквей и конфессий, но не дает статуса официальной религии Республики. Кроме того, в Аргентине свобода вероисповедания гарантирована статьей 14 Национальной Конституции. По данным за 2017 год, религиозные убеждения граждан страны распределились приблизительно таким образом:

  • 66% — католики;
  • 9% — протестанты;
  • 3% — приверженцы других религий;
  • 21% — не религиозное население;
  • 1% — затрудняются или не желают ответить.

Христианство

Согласно исследованиям, приведенным в докладе на аргентинской епископальной конференции в 2004 году «Бюро демократии, прав человека и труда», 88% жителей в стране были крещены как католики. Однако процент людей, считающих себя верующими, составляет в пределах 69-78%. При этом только 23% от общей численности населения часто посещают места

О росте различных протестантских направлений в стране можно судить по тем фактам, что до 2001 года в Аргентине насчитывалось близко 15 000 храмов и около 4,5 миллиона последователей, включая пятидесятников, баптистов, лютеран, методистов, пресвитериан, которые составляли 12% населения государства. Стоит отметить, что большинство аргентинских протестантов является активными участниками их конгрегаций.

Кафедральный Благовещенский собор и Свято-Троицкая церковь Буэнос-Айреса отражают присутствие в стране еще одной из трех великих ветвей христианства — православия.

Иудаизм и вера мусульман

Сообщество еврейской религии в Аргентине является самым значительным среди стран Латинской Америки и одним из шести крупнейших в мире. В настоящее время в Республике проживает около 200 000 евреев, однако в 60-х годах их было близко полумиллиона. Основное количество общин, а точнее 11, сосредоточены в Буэнос-Айресе, остальные распределены преимущественно в провинции Энтре-Риос, также небольшие группы находятся в городах Аргентины: Мендос, Росарио, Кордова и Тукуман. В стране присутствует третья из самых больших еврейских общин обеих Америк, которая также считается четвертой из крупнейших за пределами Израиля после Франции, Англии и России.

Численность верующих мусульман в стране оценивается в пределах от 500 000 до 700 000 человек, что составляет около 1,5% от общего числа населения. Близко 160 000 человек живут в федеральной столице и ее окрестностях, остальные рассредоточены по всей стране со значительными концентрациями в городах Кордова, Мендоса, Тукуман, Росарио и Сантьяго-дель-Эстеро.

Другие духовные позиции

Среди наиболее актуальных верующих меньшинств государства следует отметить буддизм, Спиритическую Конфедерацию Аргентины, религию Свидетелей Иеговы, мормонов и небольшую группу кришнаитов. За последнее десятилетие в крупных городах страны появилось неоязычество, представленное ограниченным числом потомков европейцев, проживающих в Аргентине. Довольно распространены в Республике религиозные культы святых, не канонизированных ни одной конфессией, доколумбовые и африканские верования, сочетающие элементы католицизма или евангелизма.

Как показал опрос, большое число аргентинцев верят в Бога, но не выражают чувство принадлежности к каким-либо церквям и не признают богослужений, желая оставаться религиозными «без посредников». Таких людей в 2008 году насчитывалось 2,3%, и вместе с неверующими, составлявшими 9%, они набирали 11,3% населения Аргентины. В результатах опроса за 2017 год эта доля соответствует 21%.

[Аргентинская Республика; испан. La República Argentina], гос-во в Юж. Америке. Территория: 2780,4 кв. км. Столица: Буэнос-Айрес (с пригородами 11 298 тыс. чел.). Крупнейшие города: Кордова (1208 тыс.), Санта-Фе (1118 тыс.), Сан-Хусто (Ла-Матанса) (1120 тыс.), Мендоса (770 тыс.). Гос. язык: испанский. География. На востоке омывается Атлантическим океаном и граничит с Уругваем и Бразилией, на западе - с Чили, на севере с Боливией. По зап. границе страны тянутся хребты Анд с высочайшей в Америке вершиной Аконкагуа (6960 м) и просторы лесостепи. Бо́льшую часть территории занимают равнины Чако-Аустраль и Пампы. Население: 39, 5 млн. (2005). Аргентинцы - в основном потомки переселенцев из Испании и Италии. Индейское население (отчасти смешанное) составляет 4,5%, причем представители исконных народностей (мапучес, коллас, тобас, матакос) - 1%. Наиболее многочисленное в Лат. Америке поселение евреев - 250 тыс. (0,7%, 2/3 живут в Буэнос-Айресе). Между 1857 и 1950 гг. в А. прибыли более 4 млн. иммигрантов, в основном европейцы, 1,5 млн. из них - в первые годы после второй мировой войны. В стране имеются крупные колонии немцев; проживают ирландцы, поляки, арабы, русские. Укр. поселенцы стали приезжать с кон. XIX в. Основная масса населения сосредоточена в центральных и сев. районах страны. 88% населения живет в городах. Гос. устройство. А.- федеративная республика с президентской формой правления. Состоит из 23 провинций и столичного федерального округа. Глава исполнительной власти - Президент аргентинской нации. Каждая из провинций имеет свою конституцию, составленную в соответствии с принципами общенациональной конституции, а также свои законодательные собрания и органы местного самоуправления. Федеральная форма правления во многом ограничивает автономию провинций и сохраняет довольно сильную центральную власть. Высший законодательный орган - Национальный конгресс, состоящий из палаты депутатов и сената. Основной закон - Конституция, принятая в 1853 г. и действующая поныне с многочисленными поправками (последние внесены в 1994).

Религия

Католики составляют 89% населения (2001). Католич. Церковь имеет в А. 13 архиеп-ств (Баия-Бланка, Буэнос-Айрес, Кордова, Корриентес, Ла-Плата, Мендоса, Парана, Ресистенция, Росарио, Сальта, Сан-Хуан, Санта-Фе, Сан-Мигель-де-Тукуман), к-рые включают 46 еп-ств; 3 прелатуры. Высший орган католич. Церкви в А.- Национальная конференция епископов. Иерархия Церкви представлена 23 архиепископами, в т. ч. 2 кардиналами, 78 епископами (2001).

Католиков вост. обряда объединяют Украинская епархия (центр - Буэнос-Айрес) и Маронитская епархия (Центр - Асунсьон, Парагвай).

Правосл. Церковь

Протестант. церкви и секты

(2%) - лютеране, кальвинисты, пятидесятники, баптисты (0,16% - 1998), адвентисты седьмого дня и др.

Иудеев

Особенностью статуса Церкви в колониальную эпоху в Лат. Америке вообще и в А. в частности было данное папой Александром VI в 1494 г. католич. монархам Испании и Португалии право контроля (патроната) над Церковью в Нов. Свете, т. к. из-за большой удаленности от Рима и недостатка средств Римско-католическая Церковь не могла осуществлять «пропаганду веры» среди аборигенов вновь открытых земель без опоры на светскую власть. Со временем короли расширили свои полномочия, и зависимость Церкви от короны сделалась почти абсолютной. Короли обладали суверенными правами в вопросах учреждения еп-ств, назначения епископов, строительства церквей. В их ведении были сбор и распределение церковной десятины. Папские послания в колонии и корреспонденции епископов в Рим должны были получить апробацию короля. Свое вмешательство в дела Церкви светская власть компенсировала предоставлением ей исключительных привилегий. Католицизм был объявлен гос. религией. На окраинных территориях миссионер был не только духовным главой, но выполнял и государственно-адм. функции. Переплетение церковной и гос. властей было настолько тесным, что Церковь фактически превратилась в часть гос. системы. Евангелизация носила во многом формальный характер, религ. функции священников зачастую сводились к обрядности, а католич. исповедание веры дополнялось местными этно-религ. традициями. Эти особенности церковной практики колониального периода частично сохранились до наст. времени.

Особую роль играл орден иезуитов. На территории, где отсутствовала испан. администрация, в 1609 г. они создали т. н. Иезуитскую республику с высочайшего позволения испан. короны. Власть осуществляли члены ордена. Установленные здесь порядки и образ жизни туземцев отличались в лучшую сторону от тех, что установили испан. наместники и их окружение в др. регионах. Приобщая индейцев-гуарани к европ. культуре и хозяйственным навыкам, иезуиты установили жесткую дисциплину. В XVIII в. под их контролем находилось ок. 300 тыс. индейцев.

В 1759 г. королем Португалии, а в 1767 г. королем Испании были приняты решения по изгнанию иезуитов из их гос-в и колоний. Причиной стали приобретенное экономическое и политическое могущество ордена, самостоятельность, глубокая вовлеченность в дворцовые интриги. Орден не облагался никакими налогами в пользу гос-ва, не подчинялся не только светской власти, но и власти епископов, признавая только власть генерала ордена и папы. В 1768 г. иезуитские миссии были переданы в гражданское управление.

К 1810 г.- началу войны за независимость - численность населения А. едва достигала 400 тыс. Церковь включала 3 еп-ства. Война и последующее гос. строительство привели к пересмотру отношений между гос-вом и Церковью и внесли раскол в ряды духовенства и мирян. Одни священнослужители, в основном архиереи - испанцы по происхождению, встали на защиту колониального режима. Другие, в большинстве креолы, приветствовали участников освободительного движения и присоединились к ним; нек-рые из них вошли в Патриотическую хунту, организованную лидерами движения, заседали в народных ассамблеях. Под главенством свящ. Каэтано Родригеса была составлена Декларация независимости. Духовенство, поддержавшее борьбу за независимость, оказывало и материальную помощь движению.

Конституционная ассамблея в 1813 г. приняла решения, ставившие аргентинскую Церковь и монашеские ордена в независимое положение от церковных властей вне пределов Объединенных провинций Рио-де-ла-Платы, т. е. порывались связи с Испанией и Ватиканом. Был принят и ряд др. ограничительных мер, включая роспуск трибунала инквизиции. В 1818 г. представителям духовенства, не принявшим аргентинского гражданства, предписывалось покинуть страну. Первая конституция (1819) А. (тогда еще Объединенных провинций Рио-де-ла-Платы) утвердила католицизм, представлявший традиц. религию в стране, гос. религией, а также унаследованное от испан. короны право патроната над Церковью. Допускалось церковное представительство в сенате; архиепископы и епископы становились субъектами гражданского судебного права.

В 1822 г. были проведены кардинальные реформы. Инициатором реформ в отношении Церкви стал главный министр правительства Б. Ривадавия. Отменялась церковная десятина, Церкви гарантировалось обеспечение из общественного бюджета; были приняты дисциплинарные меры в отношении религ. орденов и мон-рей: нек-рые из них были запрещены, а их собственность конфискована, собственность остальных бралась под правительственный контроль. Независимое гос-во стремилось т. о. поставить Церковь на службу своим интересам.

В 1834 г. был издан «Согласительный меморандум», ставший основой отношений гос-ва и Церкви в части права патроната. Его базовые принципы содержались в 14 пунктах. Среди них - право подвергать цензуре папские документы, выдвигать кандидатов на церковные должности, устанавливать границы церковных округов. Епископы должны были клятвенно признавать национальный патронат, присягать на верность правительству и т. п.

Принятая в 1853 г. конституция объявляла о «поддержке государством Римской католической Церкви» в отличие от предыдущего признания католицизма гос. религией. За гражданами признавалось право свободного исповедания религий. Президент должен был быть только католиком. Т. о. конституционно закреплялось право патроната и перечислялись полномочия президента в этой части. Ватикан отказался признать принцип патроната, и потому конкордат с Ватиканом никогда не был заключен. Тем не менее состоялся обмен представительствами в 1858 г. И лишь в 1927 г. представитель А. в Ватикане был возведен в ранг посла, тем самым официально установлены дипломатические отношения. Ватикан в А. представлен апостолическим нунцием.

В 1865 г. еп-ство Буэнос-Айрес, входившее в юрисдикцию архиеп-ства Чаркас (Боливия, совр. Сукре), было возведено в ранг архиеп-ства, т. о. Церковь в А. стала независимой от боливийской митрополии.

Последние десятилетия XIX в. ознаменовались усилением либеральных тенденций к секуляризации об-ва, встал вопрос о расширении религ. свобод для некатоликов, придании католицизму социальной направленности. Эти тенденции развивались в нач. XX в., когда почти 40% 6-миллионного населения составляли иммигранты. Новые поселенцы, как правило образованные и высокопрофессиональные люди, довольно быстро приобретали общественную значимость. Среди них было немало приверженцев зародившихся в Европе социалистических и анархистских идей и сторонников религ. свободы. В 1888 г. сенат принял целый ряд законов, к-рые проводили идею веротерпимости: были введены существенные ограничения на преподавание католич. катехизиса в школах; гражданский брак признавался как единственно законный с запрещением совершать до него венчание, но попытки либералов узаконить развод не удались. Был установлен гос. контроль над церковными кладбищами, созданы гражданские. В А. складывалась атмосфера, сопоставимая с уровнем европ. представлений об общественном развитии. А. явилась единственной страной в Лат. Америке, где энциклика папы Льва ХIII «Rerum novarum» (1891), положившая начало социальной доктрине католицизма, была разрешена к публикации. Отсюда она тайно распространялась по всем странам континента. Идея создания «нового католического социального порядка» зародилась как альтернатива рабочему и социалистическому движению. Появились руководимые клириками христ. движения и партии: Католическая ассоциация, Христианско-демократическая лига, Социальная лига, Дом женщин-тружениц. Позже (1931) в А. создается движение «Католическое действие», ориентированное на людей различных возрастов, пола, социального положения. В 1940 г. число его членов достигло 80 тыс. Под эгидой Церкви создавались частные учебные заведения, газеты, журналы.

При президенте Х. Д. Пероне (1946-1955) католич. Церковь подверглась тяжелым испытаниям. Поначалу епископы поддержали на выборах кандидатуру Перона, к-рый в свою очередь пообещал проводить политику в соответствии с социальной доктриной Церкви. В первые годы президентства он дал Церкви привилегии в области просвещения: вновь вводилось преподавание вероучения в начальных и средних учебных заведениях; учебники подбирались с одобрения церковных инстанций; католич. частные учебные заведения субсидировались гос-вом - Церковь получила возможность официально влиять на учебный процесс. В руководящие органы перонистской партии и в ее орг-ции были включены представители католич. духовенства в качестве «духовных ассистентов». Деятельность Перона получила одобрение Ватикана. Папа Пий XII в 1947 г. с похвалой отозвался о Пероне, к-рый, по его словам, положил «конец светской и атеистической эре в истории Аргентины, длившейся 60 лет, и спас страну от коммунизма». По принятой в 1949 г. перонистской конституции президентом и вице-президентом республики могли быть только католики, гос-ву вменялось в обязанность оказывать Церкви материальную поддержку.

Острый конфликт в отношениях Церкви и гос-ва в истории А. произошел в 1954 г. Действия Церкви по христианизации перонистских профсоюзов и формированию христ. демократической партии вызвали недовольство Перона, расценившего их как прямое вторжение в область политики и подрыв его власти. Последовала отмена всех привилегий в области образования, прекращалась выдача гос. субсидий, были изгнаны «духовные ассистенты»; разрешены разводы, запрет на к-рые строго блюла католич. Церковь. Через парламент был проведен закон об отделении Церкви от гос-ва. Протесты духовенства спровоцировали дальнейшие антицерковные акции: ссылки и заключения в тюрьмы священников, закрытие и распродажу имущества клерикальной газ. «Пуэбло», разгон «Католического действия», запрет на религ. процессии и религ. передачи по радио. Церковь до той поры оставалась почти единственным неподконтрольным ему институтом в стране - Перон рассчитывал ослабить ее и устранить из сферы политической жизни. Защищая свои права, Церковь активно включилась в оппозицию Перону. В 1955 г. военные и их союзники вынудили Перона уйти с поста президента. Новое правительство отменило введенные им антицерковные законы, в т. ч. закон об отделении Церкви от гос-ва и закон, разрешающий разводы. Был восстановлен существующий по сей день патронат. В 60-х гг. XX в. режим контроля гос-ва над Церковью был неск. смягчен. Признавалась «компетенция святого престола» при назначении епископов. Церковь приобрела право инициативы в церковных назначениях и в создании новых еп-ств. Гос-во брало на себя обязательство финансовой поддержки епископов, генеральных викариев и храмов. Отменялись всякие ограничения по созданию на территории А. религ. орденов и монашеских об-в, но сохранялся гос. адм. надзор над ними.

На деятельность католич. Церкви в последующие десятилетия XX в. наложили отпечаток как политические события в А., так и процессы, происходившие в Римско-католической Церкви, начало к-рым было положено Ватиканским II Cобором (1962-1965).

За период с 1955 по 1976 г. в А. сменилось 12 глав гос-ва (6 из них - с 1970 по 1976), нек-рые пребывали на высшем гос. посту лишь неск. месяцев, половина из них были армейскими генералами. Ответом на тяжелое экономическое положение в стране стали забастовки, в т. ч. общенациональные, число участников к-рых доходило до 5 млн. чел.

Ситуация в стране и новые либеральные тенденции во всемирном католицизме, а также радикальные решения Конференции латиноамер. епископов в 1968 г. способствовали распространению свободомыслия и возникновению левых политических взглядов в рядах духовенства. К кон. 60-х гг. относится появление «Движения священников в защиту Третьего мира». Его идеологи полагали буд. справедливое об-во социалистическим, но социализм в отличие от советской модели они представляли себе «национальным», «народным», «гуманистическим» и «критическим». Всемирную известность своими радикальными взглядами на историю Церкви и ее предназначение, а также участием в разработке «теологии освобождения» приобрел аргентинский философ и теолог Э. Дюссель.

В 70-х гг., после череды военных переворотов, А. превратилась в страну открытого террора. Десятки тысяч людей содержались под стражей, оказались в тюрьмах, концлагерях или бесследно исчезли. Репрессии были направлены и против священников и монахов, они сопровождались антиклерикальной пропагандой националистических изданий. В кон. 1977 г. были убиты епископ и 17 священников и монахов, 30 находились в тюрьмах. По инициативе представителей католич. духовенства совместно с деятелями протестант. церквей в 70-х гг. в А. функционировали такие христ. орг-ции, как «Экуменическое движение прав человека» и «Постоянная ассамблея прав человека». Офиц. католич. Церковь А. не оказала действенного противостояния диктатуре (в отличие от Церкви Чили, Бразилии, гос-в Центр. Америки). Епископы обвинялись в соучастии в репрессиях в тот период; в 2000 г. они принесли покаяние в этом.

В 1983 г. в результате всеобщих выборов к власти пришло гражданское правительство. В обмен на обещание не преследовать военных за совершенные ими преступления армия отказалась от вмешательства в политику. Механизмы правового демократического гос-ва в А. были восстановлены.

В 1987 г. состоялся визит в А. папы Римского Иоанна Павла II . Он посетил неск. городов и сельских р-нов. В своих многочисленных выступлениях касался вопросов гражданских прав, религ. практики и евангелизации, социальных проблем.

Православие

Первый правосл. приход в Юж. Америке был создан по указу российского имп. Александра III в ответ на просьбу правосл. сербов, греков, арабов и румын (русских в Лат. Америке тогда почти не было), настоятелем стал прибывший из России свящ. Михаил Иванов. Храм размещался в 2 комнатах частного дома в Буэнос-Айресе, 1 янв. 1889 г. в этом храме была совершена первая правосл. литургия. В 1891 г., после учреждения Русской дипломатической миссии, храм был приписан к миссии, его настоятелем назначен свящ. Константин Изразцов . В 1901 г. в Буэнос-Айресе был освящен правосл. храм во имя Св. Троицы, построенный на средства, собранные в России, и на пожертвование имп. семьи. К 20-м гг. XX в. приход Троицкого храма стал почти целиком русским, поскольку к этому времени арабы и греки организовали свои приходы. В 1926 г. настоятель Свято-Троицкого храма прот. Константин Изразцов с небольшой группой приверженцев самочинно вышел из юрисдикции Московского Патриархата и создал «Русскую православную общину» в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей, объявив себя «самоуправляемым главою православной Церкви в Аргентине». Община была зарегистрирована в Мин-ве иностранных дел и культов и в Мин-ве юстиции А. и присвоила имущество РПЦ, впосл. община неоднократно меняла свою юрисдикционную принадлежность.

Одним из ярких проявлений враждебного отношения прот. Изразцова не только к Московскому патриархату, но и к бывш. Советскому Союзу было высказанное им с амвона одобрение нападения в 1941 г. на СССР гитлеровской Германии. Мн. верующие покинули тогда его «православную общину» и обратились к экзарху Сев. и Юж. Америки митр. Алеутскому и Североамериканскому Вениамину (Федченкову) с просьбой об организации в А. приходов юрисдикции Московского Патриархата. Во 2-й пол. 1943 г. РПЦ было учреждено Аргентинское вик-ство Алеутской и Североамериканской епархии , в 1946 г. преобразованное в самостоятельную Аргентинскую епархию.

В 20-60-х гг. ХХ в. в А. существовали также приходы Американского Митрополичьего округа , Украинской автокефальной Церкви .

Протестантизм

Дж. Томпсон - первый протестант. миссионер (с 1820) в Лат. Америке. В течение небольшого срока пребывания в А. он основал 100 школ. В 20-х гг. XIX в. Б. Ривадавия привлек двух протестант. миссионеров к участию в реформе просвещения. Один из них, пастор У. Моррис, стал символом протестант. миссионерства в Лат. Америке. Ему удалось основать и поддерживать аргентинские филантропические школы, где обучались сотни тысяч детей. В Буэнос-Айресе установлена 7-метровая статуя Морриса с надписью: «Святой Аргентины».

В среде иммигрантов - технических специалистов, чиновников, мелких и средних буржуа - значительная часть придерживалась протестантизма. С ними приезжали и пасторы. Изначально протестант. общины имели этнический характер. Немцы исповедовали лютеранство, англичане - англиканство, американцы были в основном методистами и баптистами.

В 1825 г. с Великобританией был заключен договор о дружбе и торговле, к-рый помимо прочего гарантировал ее подданным свободу совести и право на богослужения в их домах и церквах. Факт послужил основой для принятия статьи о веротерпимости в конституции 1826 г. Первая протестант. церковь была построена в Буэнос-Айресе в 1829 г. Протестантам предоставлялось право иметь собственные кладбища. Конституция 1853 г., провозгласившая право всех граждан на свободное исповедание религии, способствовала расширению миссионерской работы протестантов. Между 1880 и 1920 гг. она велась в основном среди иммигрантов и в городах. Заметный рост численности протестантов произошел с 1947 по 1960 г. как следствие эффективной миссионерской деятельности. Наибольшего успеха достигли баптисты и адвентисты. Для своих единоверцев они строили школы, широко использовали радиосеть, работали в социальной сфере. Среди методистов выделился теолог аргентинец Х. М. Бонино; он внес значительный вклад в разработку «теологии освобождения». Протестантизм в А. воспринимается основной массой населения как религия иностранцев.

Законодательство по вопросам религии

Юридический статус Церкви в основном был определен поныне действующей конституцией 1853 г. с учетом принятых в последующие годы поправок (последние были внесены в 1994). В преамбуле к Конституции аргентинской нации (22 авг. 1994) выражена надежда на «Божественное покровительство - источник разума и справедливости». В ст. 2 говорится: «Федеральное правительство поддерживает Римскую апостольскую католическую Церковь» (дословное повторение положения конституции 1853). Эта статья не позволяет четко ее трактовать. В 1853 г. одни видели в ней закрепление существовавшего положения дел, другие - возврат к прошлому. Но многие и сегодня считают, что слово «поддержка» не сводится лишь к материальной стороне (ежегодная субсидия правительства католич. Церкви в А. составляет 15 млн. долл.- Annual Report on International Religious Freedom for 1999. U.S. Department of State), а означает признание католицизма гос. религией. Ст. 14 среди перечисления прав граждан упоминает право «свободно исповедовать религию» гражданам А. и иностранным подданным (ст. 20).

За президентом сохранено право национального церковного патроната. Вопросы религии являются компетенцией Мин-ва иностранных дел и культов. Его функции, в частности, включают распределение субсидий церквам и их регистрацию. Гос-во выделяет ежегодные ассигнования иерархии, кафедральным соборам, семинариям, миссиям. Священники кафедральных соборов считаются гос. служащими и получают зарплату. Низший клир и благотворительные институты не имеют гос. субсидий и существуют за счет пожертвований верующих. Церковь обладает большой собственностью. Из церковных владений национализированы кафедральные соборы.\tab

Общее образование в А. светское. Преподавание религ. дисциплин допускается только с разрешения родителей и вне регулярных занятий. Церковь имеет многочисленные образовательные учреждения от низшей ступени и до ун-тов. Программы всех гос., частных и церковных учебных заведений 2-й ступени одинаковы, чтобы учащиеся могли поступить в высшие учебные заведения, имея равный уровень знаний.

Лит.: Zuretti J . S . Historia ecclesiastica Argentina. Buenos Aires, 1945; Bruno C . El Derecho público de la Iglesia en la Argentina. Buenos Aires, 1956. 2 vol.; Furlong G . La Tradición religiosa en la escuela Argentina. Buenos Aires, 1957; Очерки истории Аргентины. М., 1961; Васько А . Г . Русская Православная Церковь в Аргентине // ЖМП. 1966. № 1. С. 20-22; Mecham J . L . Church and State in Latin America: A History of Politico-Ecclesiastical Relations. Chapel Hill, 1966. P. 3-87, 225-251; Croatto J . S ., Boasso F . El Catolicismo popular en la Argentina. Buenos Aires, 1969; Андронова В . П . Церковь и просвещение в Латинской Америке. М., 1972; она же . Евангелическая экспансия в Латинскую Америку // Очерки истории западного протестантизма: Сб. М., 1995. С. 191-212; Аргентина: Тенденции экономического и социально-политического развития. М., 1980; Григулевич И . Р . Церковь и олигархия в Латинской Америке, 1810-1959. М., 1981; Barret . Encyclopedia. P. 147-151; Constitución de la Nación Argentina (22 de agosto de 1994). Santa Fe, 1994; Anuario estadístico de América Latina y el Caribe / Nationes Unidos. , 2000; Statistical abstract of Latin America. Los Ang., 2000. Vol. 36. P. 280-300; Catholic Almanac, 2001. Huntington (Indiana), 2001. P. 307.

В. П. Андронова

Буэнос-Айрес.

Валюта

Виза

Гражданам России для поездки в Аргентину на срок, не превышающий 90 дней в течение полугода, виза не требуется.

Время

Время отстает от московского на 6 ч.

География

Страна занимает юго-восточную часть южноамериканского континента, включая восточную часть Огненной Земли, острова Эстадос и др. Архипелаг Фолклендские (Мальдивские) острова, а также Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова являются спорными территориями с Великобританией. Также страна претендует на часть антарктического материка.

На севере Аргентина граничит с Боливией и Парагваем, на востоке - с Бразилией и Уругваем, на юге и западе - с Чили. На востоке омывается Атлантическим океаном. Высшая точка страны - гора Серро Аконкагуа (6 960 м, самая высокая гора Южной Америки). Общая площадь - 2,7 млн. кв. км (восьмая по величине страна мира).

Климат

Аргентина лежит в трех климатических поясах: тропическом, субтропическом и умеренном. Среднегодовые температуры колеблются от +24С на севере до +5С на юге. Климат страны формируется преимущественно под влиянием морских воздушных масс с Атлантического океана. На большей части территории страны климат умеренный. На северо востоке - климат субтропический, влажный, зима мягкая. На юге страны гораздо холоднее и большую часть года идут дожди. В Буэнос-Айресе летние месяцы очень жаркие, и большинство жителей сразу после Рождества уезжают отдыхать. В январе и феврале город пустеет. Зимой для европейцев погода очень приятная, температура снижается, но незначительно.

Напряжение

Напряжение в электросети 220 В, 50 Гц. Розетки в старых зданиях обычно круглые, с двумя штырьками, в некоторых новых зданиях используется "плоская" розетка с тремя контактами.

Население

Население в этой стране насчитывает около 45 млн. человек.

Религия

В Аргентине провозглашена полная свобода вероисповедания. Большинство населения (92%) - христиане-католики, около 2% - протестанты, еще около 2% исповедуют иудаизм.

Таможенные правила

Запрещен ввоз неконсервированных продуктов питания, без специального разрешения - предметов и вещей, представляющих историческую, художественную или археологическую ценность. Разрешен беспошлинный ввоз: сигарет - 200 шт.(или сигар - 25 шт.), спиртных напитков - 2 л., консервированных продуктов питания - до 5 кг., сувениров и подарков на сумму не более 300 долл. США, предметов и вещей в пределах личных потребностей.

При ввозе данных предметов в количестве, превышающем указанное, взимается пошлина в размере 50% от их стоимости. Запрещен вывоз без специального разрешения предметов и вещей, представляющих историческую, художественную или археологическую ценность, а также оружия.

Разрешен вывоз изделий из шерсти и кожи, украшений, сувениров в пределах личных потребностей, при этом нужно предъявить квитанцию магазина, где были куплены эти изделия. При вывозе меховых изделий требуется наличие квитанции экспортной марки. Ввоз и вывоз национальной и иностранных валют не ограничен.

Транспорт

Международный аэропорт `Эсейса` расположен в 35 км от Буэнос-Айреса. В город вы доедете по шоссе Теньенте Хенераль Рикчьери. Важно знать, что, покидая страну, вы будете вынуждены заплатить пошлину в размере $30,5.

Туризм

В Аргентину можно ехать в любое время года: вопрос заключается в том, куда и с какой целью Вы собираетесь отправиться. Лучшее время для поездки к водопадам Игуасу - теплые и не слишком влажные осенние месяцы (март-апрель). По плато Патагонии лучше всего путешествовать летом (декабрь-февраль). Любителям горнолыжного спорта стоит планировать поездку на снежные зимние месяцы (июнь-август), в то время как красотами Буэнос-Айрес можно наслаждаться все двенадцать месяцев в году. Как ни странно, Аргентина не может похвастаться богатым на события культурным календарем. Среди официальных праздников, не связанных с религией, стоит отметить День Революции (25 мая), День Мальвинских островов (10 июня) и День Колумба (12 октября).

В этой стране есть все - многокилометровые пляжи и одни из самых высоких горных вершин мира, бескрайние пустыни и изумительные по красоте водопады, огромные мегаполисы и дикие, безлюдные просторы южной Патагонии. Буэнос-Айресе - площадь Плаза-де-Майо, собор Метрополитана (в котором находится могила Хосе да Сан Мартина - национального героя страны времен борьбы за независимость), музей естественных наук, музей изящных искусств, международная художественная галерея, музей `Фернандес Бланко` (Музей колониального искусства), культурный центр Сан-Мартин, Национальный музей искусств, Музей Кино, Национальный исторический музей, многочисленные образцы колониальной архитектуры, знаменитый театр Колон, центр оперного и балетного искусства всей Южной Америки, проспект 9 Июля (самый крупный в мире торговый район). Самыми любопытными экскурсиями считаются `Фиеста гаучо` и `Танго-шоу` - знакомство с бытом, кухней, нравами и музыкой гаучо - аргентинских ковбоев, развлекательная постановка, в которой участвуют лучшие танцоры страны. Особый интерес представляет собой колоритный итальянский пригород Ла-Бока и курорт Мар-дель-Плата в 400 км. к югу от Буэнос-Айреса. Кордоба - второй по величине город Аргентины. С архитектурной точки зрения Кордоба во многом превосходит столицу. В компактном центре города сосредоточены прекрасные ансамбли зданий колониальных времен - старый рынок, католический собор и многое другое. В городе находится один из лучших исторических музеев страны.

На границе Аргентины с Бразилией и Парагваем находится знаменитый национальный парк `Игуасу`, занимающий площадь в 55 тысяч гектаров. Парк считается одним из современных чудес света - это 275 водопадов, низвергающих в секунду 5000 кубометров воды с высоты в 70 метров. В нем сохранились тысячи видов экзотических птиц, бабочек и уникальная тропическая растительность. Неподалеку находятся руины миссий иезуитов, особый интерес представляет Сан-Игнасио-Мини, церковь, построенная в стиле `барокко Гуарани`. Выше водопадов находятся удобные места для занятия водным спортом. В Аргентине есть и морские, и горнолыжные курорты. Стоит отметить Барилоче, расположенный на берегу озера Науэль-Уапи, который часто называют южноамериканской Швейцарией из-за схожести пейзажа, архитектуры и производства высококачественного шоколада. Здесь разрешены охота и рыбная ловля, можно играть в гольф и кататься на лыжах с Соборной горы, которая оснащена канатной дорогой. Крупным морским курортом является и Мирамар, в 137 км. к югу от Мар-дель-Плата. Крупными природными достопримечательностями являются и нац. парки Науэль-Уапи, Лос-Гласьярес, Ланин и др. Особой популярностью у туристов пользуются океанские круизы к мысу Горн, в Антарктику и Патагонию.

Чаевые

В Аргентине принято давать чаевые, которые составляют 5-10% от счёта за обслуживание, в дорогих заведениях часто они уже включены в счёт.

Язык

Государственный язык - испанский. Также используются немецкий, французский и итальянский.

Богатая и разнообразная культура Аргентины. Здесь каждый день царит праздничное настроение. Вот, например, начало года, а именно 16 января, здесь устраивают большой карнавал. Это традиция, которая сложилась много лет назад и до сих пор не теряет своей актуальности. Таких примеров есть очень много.

Жаркая, праздничная, актуальная культура Аргентины

Стоит отметить, что Аргентина – это одна из стран, где много внимания уделяется разным направлениям культуры, праздникам, науке, искусству и так далее. Есть установленные даты торжеств, что имеют государственное значение, религиозное, территориальное и другое. Культура Аргентины очень разностороння, всегда показывает и уделяет особое внимание актуальным, острым темам и сюжетам.

Господствующим направлением веры в стране считается христианство, где-то около 90 % населения принимают ее. Государственная религия Аргентины – это католицизм, примерно 75% людей католики. Протестантам выделена часть в 8-9%, также есть иудеи и мусульмане. Другие религии тоже есть, но выражены в очень маленьком количестве, но все же имеют право на существование.


Благодаря тому, что география Аргентины очень удобная, здесь находится разнообразные полезные ископаемые, можно выращивать ряд культур, развивать многогранный туристический бизнес. имеет много положительных факторов и основ для удачного развития, стабилизации. Вот только в 2001 году, страна пришла к состоянию технического дефолта, также была информация о подобном явлении в 2014 году, но не имеющая официального подтверждения.


Много людей, что сделали большой вклад в мировую науку, были родом с Аргентины. Сейчас здесь активно развиваются ядерные программы, медицинская отрасль и другие. Поэтому, наука Аргентины имеет большое значение не только для своего государства, но и для всего мира.


Большим вложением, благодаря которому культура страны слала известной во всем мире, стало искусство Аргентины . Сейчас каждый второй может назвать хотя бы одного известного великого художника этих краев. Например, Сабато Эрнесто, Копи, Габриель Кондратюк и другие.


Сочетание испанских изысканных блюд с итальянскими уникальностями, а также воплощение в одном африканских, индейских и креольских особенностей – это кухня Аргентины . На это направление, имеет большое влияние европейский стиль и его особенности.


Так сложилось, что обычаи и традиции Аргентины очень сильно похожи на особенности с других стран. Но в тоже время, они уникальные и неповторимые.


Спорт Аргентины

В стране активно развивается направление средств массовой информации: телестанции, радиостанции и другое. Спорт Аргентины активно транслируется по всей территории, результаты игр, новости этой рубрики, факты излагаются в специальных колонках или же журналах, программах, что имеют непосредственно такое предназначение. Здесь очень много любителей разных спортивных направлений, часто проходят турниры, соревнования, конкурсы среды разных возрастных категорий.