В аэропорту Домодедово состоялся уникальный парад аэродромной техники, приуроченный ко дню воздушного флота России. Впервые праздничной колонной прошли самые разнообразные машины, которые обеспечивают функционирование аэропорта. Без этих машин не летали бы самолеты.
Всего в парке специализированной техники аэропорта более 200 различных машин, самые интересные из них были представлены на параде.

2. Водная арка, которой встречают технику, — знак особой почести. Обычно так встречают самолеты новых авиакомпаний, открывающие новые маршруты. На этот раз водной арки удостоились настоящие работяги, труженики аэродрома.

3. Первой машиной по праву едет автомобиль сопровождения с надписью Follow me на табло.

4. Про эти машины я недавно опубликовал большой репортаж . Но для самых любознательных я опубликую краткие описания всех видов техники.


Машины сопровождения воздушных судов (ВС) «follow me car» используются для обеспечения безопасного лидирования ВС согласно заданному маршруту. Расстановка и руление ВС на перроне Московского аэропорта Домодедово производится по заранее утвержденным маршрутам. В парке спецтехники аэропорта Домодедово в настоящее время работают 12 машин сопровождения ВС марки Skoda Fabia.

От обычного легкового автомобиля эта техника отличается специальной окраской и светодиодным табло. Каждая машина обеспечена двумя радиостанциями (авиационного и внутриаэропортового диапазона), комплектом оборудования, управляющего информационным табло (для подачи визуальных команд экипажу лидируемого ВС), блоком навигационного оборудования и проблесковыми маяками. За день машины проезжают несколько сотен километров.

Сопровождение воздушного судна машиной производится в следующих случаях: по требованию экипажа; при видимости менее 400 метров; в ночное время; при отсутствии видимости разметки; при сопровождении самолетов иностранных авиакомпаний и в некоторых других случаях.

5. Самоходный трап с электродвигателем TLD Green BBS-580.


Самоходные трапы TLD Green BBS-580 приобретены в рамках программы воздушной гавани по переходу на использование наземного оборудования и специальной техники на электрической тяге. В настоящее время в Домодедово используются 18 подобных машин.

В конструкции самоходных трапов TLD Green применен ряд современных решений, таких как аккумуляторные батареи повышенной производительности, позволяющие эксплуатировать его без подзарядки на протяжении стандартной рабочей смены, и специальные датчики безопасности, блокирующие движение трапа во время нахождения на нем пассажиров. Для комфорта авиапутешественников предусмотрена яркая светодиодная подсветка, а также особое противоскользящее покрытие ступеней.

Состоящий из двух телескопически соединенных секций трап способен обслуживать все типы современных ВС с высотой пассажирской палубы от 2,2 до 5,9 метров. Механизмы самоходного трапа выдерживают нагрузку до 5 920 кг (одновременно на нем могут находиться около 70 человек), что позволяет повысить скорость посадки и высадки пассажиров. Новые машины оснащены надежным электрическим приводом и специальной гидравлической системой, обеспечивающей устойчивость трапа и плавную регулировку лестницы по высоте. Спецтехнику можно бесперебойно эксплуатировать в сложных климатических условиях в зимний период.

Всего на сегодняшний день парк аэродромной техники Московского аэропорта Домодедово насчитывает 73 пассажирских трапа различных модификаций, среди которых более половины машин оснащены электродвигателями. Заботясь об окружающей среде, воздушная гавань планирует и дальше проводить программу расширения парка «зеленой» техники и внедрения самых современных экологичных технологий.

6. Аэродромный тягач SCHOPF F396С. Про него тоже есть .


Аэродромные тягачи - самые сильные работники аэропорта. В Домодедово трудятся 22 тягача, включая два «тяжеловеса» SCHOPF F396C. Эта небольшая с виду машина может буксировать ВС с максимальной взлетной массой до 600 тонн, включая и самый большой в мире пассажирский авиалайнер. Рабочий вес SCHOPF F396C варьируется от 45 до 70 тонн. Мощность двигателя 300 кВт (408 л.с.), полный привод и коробка-автомат. Для облегчения работы оператора в кабине SCHOPF F396C установлены кондиционер и парктроник с камерой заднего вида, а для улучшения обзора водителя кабина тягача может приподниматься или опускаться.

Также используются тягачи SCHOPF F59 — универсальные аэродромный тягачи с полным приводом, предназначенные для военных и гражданских воздушных судов с максимальной взлётной массой до 70 тонн. Опционально устанавливаемая подъёмная кабина обеспечивает отличную видимость при работе на аэродроме и в ангарах. В Домодедово имеется 15 таких тягачей.

7. Кейтеринговый автолифт. Эти автомобили доставляют на самолет бортпитание и не только его.


Кейтеринговый автолифт Mаlaghan CT8000
С помощью автолифтов на борт доставляется питание и различные расходные материалы, например, бумага, салфетки, освежители воздуха и т.п. Основное отличие этого автомобиля — подъемный механизм типа «двойные ножницы» с диапазоном обслуживаемых высот от 3 до 8,4 метра. Это почти на три метра выше, чем у других, аналогичных по назначению механизмов. Только с помощью этих автолифтов возможно доставить необходимый груз на высоту второй палубы Airbus А380. На сегодня в Домодедово два подобных лифта.

Malaghan CT6000
На данном типе автомобиля установлен подъемный механизм с диапазоном обслуживаемых высот от 1,4 до 5,6 метра. Таким образом, автолифт запросто может обслуживать такие ВС, как CRJ-100. Минимальная высота обслуживания этой техники - 1,4 метра, это почти на метр ниже, чем у других, аналогичных по назначению машин. Автолиф обслуживает такие ВС, как: Воeing-737, Вoeing-777, Аirbus А310 и др. Аэропорт Домодедово располагает двумя малыми кейтеринговыми автолифтами.

8. Перронный автобус. .


Перронный автобус Neoplan Vision Neoplan Airliner

Автобусы оборудованы пандусами для пассажиров, передвигающихся на колясках. Необычно, что выхлопные газы выводятся в сторону, противоположную открытию дверей. «Умный автобус» оборудован специальной системой, которая позволяет водителю контролировать посадку и высадку пассажиров без участия дополнительного персонала. Для этого водителю достаточно провести рукой по сенсорному экрану, установленному снаружи рядом с дверью. Система не даст закрыть дверь при наличии любых помех, а также блокирует движение автобуса, если хотя бы одна дверь открыта или закрыта не полностью. Новые автобусы Neoplan оборудованы климатической системой, которая создает комфортные условия для пассажиров особенно в летний период. Габариты салона (3 метра в ширину и более 14 метров в длину) сделали эту модель более комфортной и просторной для путешественников. Для пассажиров с ограниченными возможностями установлен автоматический пандус.

Дизайн перронных автобусов футуристичен: колеса «спрятаны» под боковой «юбкой» так, что их почти не видно. Благодаря этому дизайнерскому решению создается впечатление, что автобус «парит» над перроном. На службе в аэропорту 34 подобных автобуса.

9. r, машина для противообледенительной обработки поверхностей самолетов. Этим уникальным машинам я посвятил пару репортажей и даже выложил из кабины деайсера.


Это самая «высотная» аэродромная техника Домодедово. Специально разработанная стрела может поднять кабину оператора на высоту более 15 метров над землей, а форсунку распылителя выше, чем на 23 метра. Это дает возможность применять The Elephant® Beta-15 DeIcer для обслуживания самых больших типов ВС. Машина оборудована осветительным фонарем (он находится на конце манипулятора), что позволяет вести обработку ВС в темное время суток.

Гидравлическая система машины очень гибкая и подвижная, она сконструирована так, чтобы можно было удобно и быстро обрабатывать поверхность ВС как по горизонтали, так и по вертикали. Продолжительность деайсинга зависит от таких факторов, как, например, тип ВС, а также степень обледенения борта. Среднее время противообледенительной обработки составляет 5-7 минут.

10. Тягач для доставки багажа.

В аэропорту Домодедово используется два типа тягачей для доставки багажа Toyota 02-ТД25 и Still R07-25.

Представленный на параде тягач Toyota 02-ТД25 предназначен для доставки багажа на перроне. Имея трехметровую длину и высоту около 2 метров, данный автомобиль может одновременно буксировать груз весом до 25 тонн. В настоящее время в аэропорту 22 подобных тягача.

Кроме этого, в аэропорту есть 19 электротягачей Still R07-25, которые предназначены для транспортировки грузов в зоне сортировки багажа.

11. Самоходный ленточный транспортер.


На данный момент в эксплуатации Московского аэропорта Домодедово используются 10 самоходных ленточных транспортеров. В ближайшее время парк пополнится еще 9 единицами подобной техники. Самоходные ленточные транспортеры служат для транспортировки багажа груза и почты. Они способны обслуживать все типы современных воздушных судов с высотой багажно-грузового отсека до 4,3 метров. Механизмы самоходного ленточного транспортера при разгрузке багажа, груза и почты выдерживают общую нагрузку на ленту до 1000 кг. Скорость ленты достигает 30м/мин, что позволяет обеспечивать погрузо-разгрузочные работы на высоких скоростях.

Помимо этих машин в парке спецтехники Домодедово есть еще 35 прицепных ленточных транспортеров.

12. Топливозаправщики ТЗА-45 Mercedes Actros 2032 и ТЗА-18 Mercedes Aхor-1828. Хотите знать,


На сегодняшний день в аэропорту Домодедово эксплуатируется 31 единица топливозаправочной техники: топливозаправщики и заправочные агрегаты. Данная техника способна обеспечить топливом любой тип отечественных и зарубежных воздушных судов. Парк топливозаправочных машин воздушной гавани позволяет производить заправку кондиционным авиатопливом порядка 470 воздушных судов в сутки.

Имеющиеся в аэропорту Домодедово топливозаправщики были специально разработаны по заказу воздушной гавани. Большинство машин сконструированы на базе Mercedes-Benz.

В воздушной гавани имеются топливозаправщики вместимостью от 18 до 60 кубических метров. На параде представлен автомобиль вместимостью 45 кубических метров и низкопрофильный топливозаправщик вместимостью от 18 кубических метров, который осуществляет заправку в крыло среднемагистральных самолетов типа Аirbus A319 и Airbus A320 без применения дополнительных приспособлений.

В аэропорту Домодедово регулярно проводится обновление и пополнение парка топливозаправщиков и заправочных агрегатов. Все закупаемые средства заправки сконструированы с использованием двигателей экологического стандарта ЕВРО-4.

14. Техника для очистки взлетно-посадочной полосы (ВПП) и перрона.


Shmidt TJS-630

Прицепная плужно-щёточная машина TJS-630 - наиболее мощная и габаритная техника. Она предназначена для уборки ВПП и рулежных дорожек (РД) от снега. За период от 15 до 30 минут отряд из 16 машин выстраивается в ряд, перекрывает ВПП на всю ширину и за один проход полностью очищает полосу.

Компактная плужно-щёточная продувочная машина Schmidt CJS-914 по своим возможностям ничем не уступает прицепной технике и также позволяет проводить уборку от снега и мусора искусственных поверхностей аэродрома. Её основное отличие от прицепной заключается в том, что всё оборудование устанавливается на базе тягача и позволяет работать на перроне в условиях ограниченных площадей и между стоянками самолётов. Благодаря своим габаритам, данная машина является одним из самых эффективных средств в работе по содержанию аэродрома.

На вооружении аэродромной службы аэропорта стоят 6 единиц CJS-914. Максимальная скорость движения автомобиля во время уборки может достигать более
50 км/ч.

15. Тракторы Valtra

Техника задействуется для работ по очистке ВПП и всех прилегающих территорий аэродрома. Благодаря техническим особенностям, тракторы эффективно используются для быстрой сколки льда в зимний период и для выравнивания подъездных грунтовых дорог в летний. Кроме того, машины имеют специальный сертификат соответствия, позволяющий проводить аэродромно-уборочные работы на ВПП.

По заказу аэропорта часть машин Valtra N121 была оснащена фронтальными погрузчиками, предназначенными для сбора снега и гравия. Все имеющиеся в аэропорту модели тракторов оснащены надежными двигателями AGCO Power и работают с малым радиусом поворота, что имеет большое значение при выполнении работ в ограниченном пространстве.

В Домодедово используется 16 тракторов Valtra.

16. Машина для замера коэффициента сцепления. Про нее я писал в репортаже

Для замера коэффициента сцепления применяется специальный механизм - прицепная тележка ASFT T-5 Trailer CFME.

Принцип измерения коэффициента сцепления основан на электромеханическом подтормаживании измерительного колеса, что позволяет поддерживать заданный процент проскальзывания вне зависимости от состояния летного поля (наличие на покрытии льда, снега, воды, загрязнений и т.п.). Таким образом, происходит имитация режима торможения шасси любого типа ВС.

В распоряжении аэропорта три таких машины.

17. После прохода специальной техники, к ней присоединились пожарные машины.

18. Спецтехника выстроилась на перроне. Здесь можно было познакомиться поближе с этими удивительными машинами.

19. Сотрудники аэропорта ответили на все вопросы и продемонстрировали возможности техники.

20. Удивиться есть чему, особенно, если видишь эту технику впервые.

22. Работа кейтерингового автолифта.

23. Самый эффектный экспонат — деайсер.

24. Обработка крыла.

25. Можно было подняться на борт самолета, где всех встречали Наталья и Екатерина.

26. Можно было даже заглянуть в кабину Airbus и познакомиться с пилотом.


Андрей в небе уже 25 лет. Из них почти десять в авиакомпании «Сибирь». До этого был военным летчиком, летал на Ил-76.

27. Я думаю, что никто не расстроится, если репортаж о специальной технике я закончу фотографиями бортпроводниц.

28. Счастливого полета! И помните, чтобы ваш самолет поднялся в воздух, пара сотен машин должны круглосуточно работать на аэродроме. Спасибо тем, кто летает в небе, и тем, кто помогает летать на земле!

Большое спасибо пресс-службе аэропорта Домодедово за организацию парада и предоставленные материалы. Также хочу поблагодарить сотрудников авиакомпании «Сибирь» за самое активное участие.

И еще раз поздравляю всех с праздником. С днем воздушного флота!

Подписывайтесь на журнал ! Впереди много интересного.
Также я есть

Предыдущие части:



О самых интересных мероприятиях обычно узнаёшь случайно. Так случилось накануне. На одном из сайтов рассказали про необычную выставку, которая проводилась в Государственном музее Авиации. Я там уже был год тому, в 2013м. Тогда там тоже была . В этот раз выставка длилась всего три дня, с 13 по 15 июня. К счастью, успел посетить в последний день работы.

Не так часто бывают интересные зрелища, чтоб их пропускать. Много автомобильных выставок в этом году отменили. Поэтому ни прохладный летний день(!) с вероятностью дождя, ни простуда, ни отвратительное настроение не помешали поездке. Тем более, всё равно собирался в Киев (чтоб посетить Детскую железную дорогу).


1. Аэродромный пожарный автомобиль на базе ракетовоза МАЗ-7310 «Ураган» или МАЗ-543. Этот экспонат выставки был передан в первый день показа в Государственный музей авиации.

Выставка аэродромной спецавтотехники посвящена юбилею — 90-летию международного аэропорта «КИЕВ» (экс - Жуляны). Проходила она на территории Государственного музея авиации при Национальном Авиационном Университете. Цель такой необычной выставки — познакомить посетителей со сложной, важной и невидимой для обычных граждан, специальной автомобильной и самоходной техникой наземной аэродромной службы. Это и цистерны-топливозаправщики, цистерны-маслозаправщики, пусковые агрегаты, погрузчики, самоходные трапы, тягачи, перронные автобусы. А также машины цивильных служб — пожарные, уборочные (поливомоечные, подметальные, снегоуборочные). Среди них есть немало легендарных авто. Например, это пожарный МАЗ.

Выставка обещала быть интересной. А чтоб не прогуливаться в одиночестве, пригласил tavalex2007 .

Подходим к кассе и тут шок! Где-то нашёл информацию, что билеты по 30 гривень. А тут, бац, расценки!


2. Билет 50 гривень. Плюс — 10 грн. за фотосъёмку. Плюс — дорога 2х10 грн.(маршрутки неделю тому подорожали). А лишних с собой при себе не было. Посчитал, что дорогая экскурсия получится. Денег может не хватить не только на второй пункт поездки; но и появлялась перспектива идти домой пешком.

Друг сказал, что раз уж пришли не возвращаться же? Поскрёб по сусекам — вроде впритык, но денег должно хватить.
Сейчас посмотрел прошлогодние отчёты с Музея авиции. Билеты тоже были по 50 грн. Аж полегчало.


3. Аэродромная техника расположилась на выставочной площадке музея, возле взлётно-посадочной полосы.
С утра людей было не много. Так что можно было нормально пофотографировать.

Друг в Музее авиации был впервые. Поэтому сперва слегка прогулялись между самолётами и вертолётами. Я уже музей видел. Экспозиция немного поменялась: одинаковые вертолёты убрали, кое-что отреставрировали.


4. У входа на выставку — два самоходных трапа «Giraffe». Одинаковые, поэтому покажу одиного.
Как узнал название?


5. Да вот же пропуск! (Музейщики могли бы прикрыть бумажками.) На некоторых машинах даже были номера. Поэтому на фотографиях их заретушировал.
Пояснительные бумажки были прикреплены в разных, непредсказуемых, местах. Так что некоторые машины пришлось опознавать по интернету. Либо по талонам.

Насчёт экспонатов: основное внимание уделили автомобилям (грузовикам). Хорошо, что выставка преимущественно из автомобильной техники и состояла. Всяческие самоходные агрегаты, тракторы, электрокары и прочие пепелацы фоткал постольку-поскольку.

Сначала о неинтересном (хотя кому как) — трапы, прицепы, автокары, тракторы, подметально-уборочные микромобили. То, что назвать автомобилями сложно.


6. Аэродромно-уборочная машина ДЭ-224 (на базе одноосного (!) скрепера МоАЗ-546П).
Выпускалась в 1975-1979 годах. Всего построили 20 таких машин.

Между прочим, у этой штуковины два двигателя!


7. Трапы.


8. Самоходный трап фирмы JBT AeroTech. Чё за модель не знаю.


9. Тележки-прицепы.


10. Самоходный трап для багажа.


11. Забавный микромобиль. Тягач АТК для буксировки тележек-прицепов.


12. Вакуумно-подметальная машина Nilfisk RS 502


13. Грузовой электрокар без названия.

Некоторые тарантайки затесались среди грузовиков. Как этот "ламповый", советский снегоуборщик.


14. Снегопогрузчик КО-206. Советские школьники такую технику помнят.


15. Ёщё одна неведомая тарантайка, стоявшая между грузовиками, повергла в шок. Где у неё перед, где зад?
С одной стороны — сопло-рассеиватель. С другой — передняя часть от трактора «Беларусь». Не поймёшь - автодорожная техника, авто или трактор.

Так и не понял с какой стороны его фоткать и для чего он предназначен. Видимо, снегоуборщик.


16. Были и трактора. Снегоуборочный трактор Т-701.


17. Трактор Т-150К (слева).

Ну а теперь — самое интересное. Автомобили.
Сперва — современная аэродромная спецавтотехника.


18. Композиция «Обслуживание самолёта».


19. Аэродромный топливозаправщик ТЗА-7,5 (на базе МАЗ-5334).


20. Топливозаправщик — вторая популярная разновидность грузовика МАЗ-5334 (после самосвала).


21. Аэродромный автомобиль сопровождения Chevrolet Niva.
Номера предусмотрительно закрасил на фото.


22.


23. Аэродромный тягач самолётов Goldhofer AST-3.
Их бывает две версии. Какая эта - не знаю.


24. Деайсер (anti-icing) EFI 2000 (на шасси Volvo FE 240).
Машина предназначена для чистки корпуса самолётов от снега и наледи. Их на выставке аж два было.


25. Ещё один деайсер (anti-icing) EFI 2000 (на шасси Volvo FE 240).


26. Оба EFI 2000 (на шасси Volvo FE 240).


27. Японский деайсер на шасси Isuzu FVR 900.


28. Универсальная машина подогрева, подачи питания и обогрева. Думаете, она на шасси TATA?


29. Не угадали! Оказывается, это украинский клон — БАЗ-Т713.13.
Я сам удивлён, что ТАТы выпускают под маркой БАЗ.

Переходим к старинным машинам.
Показываю машины по моделям, а не по разновидностям техники по назначению.


30. Установка воздушного запуска УВЗ-4 (УАЗ-452).
Страшнющий!


31. Цистерна для перевозки воды АЦПТ-4,1(130) (на шасси ЗИЛ-130).


32. Автолифт для доставки продуктов на борт АЛ-3 (на шасси ЗИЛ-130Г). (По крайней мере, так написано.)
Это удлинённая версия ЗИЛ-130.


33. Уборочно-поливомоечная машина КО-829 (?) (на шасси ЗИЛ-130).
Хотя с идентификацией модели могу ошибаться.


34. Аэродромный пусковой агрегат АПА-35/30-130 (ЗИЛ-130).

Ещё один ЗИЛ-130. Но какой!


35. Перронный автобус АППА-4 + тягач ЗИЛ-130В1.


36. Детвора внаглую взбирается на грузовик. Куда только родители смотрят?


37. Взрослым тоже интересно.


38. Можно даже зайти в салон.
Вот удивился! Думал, что в перронных автобусах сидений нет.

Переходим к другим маркам.


39. Аэродромный пожарный автомобиль АА-60 (МАЗ-7310 «Ураган» (или МАЗ-543))
Четырёхосный 8х4. Пожарный автомобиль на базе ракетовоза.


40. Такие на обычных дорогах не ездят. Но известные многим с детства по картинке из советского букваря .


41. оО! Сзади ещё круглые фонари.


42. Пожарный автомобиль АА-60 на шасси МАЗ-7310 «Ураган».

А это снова современная техника.


43. Аэродромная уборочная машина АСВ-4000 (МАЗ-5434).


44. По-сути, это уборочно-подметальный автопоезд.

Два уборочных брата МАЗа.


45. Поливомоечно-уборочная машина на шасси МАЗ-5337.
Название модели не известно.


46. Пескоразбрасывающая машина на базе МАЗ-5337. На бумажке написано МДК, но полное название модели на фото не разглядеть.


47. Маслозаправщик МЗ-66 (ГАЗ-66).


48. Аэродромный пусковой агрегат АПА-80 (ЗИЛ-131).


49. Вроде тоже пусковой агрегат ЗИЛ-131.


50. Машина для обогрева авиации УМП-350-131 (ЗИЛ-131).


51. Аэродромный пусковой агрегат АПА-100 (на шасси УрАЛ-4320).


52. Шнекороторный снегоочиститель «Амкодор-9531» на шасси длинноносого УрАЛ-4320.
Фары на крыше. Мотор в кузове (под капотом нет двигателя!).

Вроде не так давно наша жизнь круто изменилась. Мы летали на отечественных машинах, бороздя бескрайние просторы СНГ на ТУ, Яках и ИЛах. Но, постепенно, сначала на правах редких гостей, а затем всё более и более уверенно, на авиалиниях стали появляться другие машины. Поначалу мы радовались когда выпадал шанс слетать на Boeing или Airbus. Но прошло всего несколько лет, и гости из-за рубежа стали практически полновластными хозяевами. А знакомые с детства крылатые машины вдруг оказались «на приколе» на задворках аэропортов, покорно ожидая своей участи

Не хочется быть понятым неверно, я не испытываю никакого негатива по отношению к продукции европейских и американских авиастроителей. Я хочу лишь вспомнить, какой была жизнь частолетающего пассажира всего несколько лет назад. В этом посте я разместил несколько снимков авиалайнеров, ещё совсем недавно трудившихся в поте лица, а сейчас брошенных и забытых. Начнем, пожалуй, с Ульяновска


Ещё 5 лет назад я летал на самолёте ИЛ-86 на Казантип. А сейчас один из самых красивых и удивительных отечественных лайнеров стоит на задворках аэропортов, ожидая своей участи


Самара


Этими лайнерами я летал по 4 раза в неделю, покупая билеты с 50% скидкой (по студенческому билету Самарского Государственного Аэрокосмического Университета). Я открыл для себя другой мир, и помогла мне в этом ныне не существующая авиакомпания «Самара». Ради этого снимка я летал в Самару на официальный споттинг


Волгоград


Здесь тоже был свой авиаперевозчик. Авиакомпания «Волга - АвиаЭкспресс» прекратила полёты всего 2 с небольшим года назад. Совсем недавно мне посчастливилось снять одиноко стоящий ТУ-134, ранее эксплуатировавшийся в парке этой авиакомпании. В истории «Волга - АвиаЭкспресс» была и трагическая страница. 24 августа 2004 года самолет Ту-134 (регистрационный номер RA-65080) взорван в воздухе террористкой-смертницей через 26 минут после взлета...



Здесь на лётном поле можно найти огромное количество нестареющей классики. :) 
Летает или нет - мне неизвестно


Саратов


Поднимутся ли кода-нибудь в небо эти машины? Очень красивое внешнее оформление самолета


Екатеринбург, Кольцово


Листая френдленту несколько недель назад я наткнулся на фотографии большого скопления ТУшек и ИЛов, ожидающих «распила» у забора аэропорта Кольцово. Очень хочу слетать в Екатеринбург и снять то, что осталось. Если кто-то из друзей, живущих в Екатеринбурге или окрестных городах составит компанию - соберусь намного быстрее


Москва, Шереметьево


Этот кадр был сделан из автобуса, доставляющего пассажиров аэроэкспресса по «внутреннему периметру» в терминал «B». ИЛ-62. Невероятная по своей красоте и грациозности машина


Казань


Если вы полетите в этот город, просите на регистрации кресло А. При посадке вы сможете снять через иллюминатор огромное количество отечественных лайнеров, стоящих на траве вдоль ВПП

Никакого другого слова, как назвать это место, кроме кладбища, мне на ум не пришло, хотя
официальное название локации - "Учебный аэродром Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королёва" До перестройки - учебный аэродром КуАИ. Тут стоят списанные воздушные суда разных типов. Студенты и сотрудники университета пользуют их в учебных целях.

Находится это место на территории Смышляевского аэродрома.


Аэродром СГАУ изначально принадлежал кафедре Эксплуатации военной техники и был построен для практических занятий в 1942 году. До 1962 года на аэродроме занимались подготовкой специалистов ВВС - техников самолетов и штурманов. Привозили туда в основном старую списанную авиационную технику.

В настоящее время аэродром используется в основном кафедрой Эксплуатации авиационной техники. Наиболее востребованными в обучающем процессе являются воздушные суда типов Ан-2 (занятия со студентами первого курса), Ми-8Т (второй курс), Як-42 и Ту-154Б-2 (третий курс). Остальная техника находится на хранении, много в плачевном состоянии, ржавеет и приходит в упадок. Практические занятия для студентов проходят в летний период.


Почти вся техника прибыла собственным ходом на аэродром Безымянка и была отбуксирована на этот участок. Некоторые машины прибыли в аэропорт Смышляевка. Но из-за отсутствия должного технического контроля и ухода утратили возможность совершать самостоятельный взлёт и пришли в негодность. Хотя многие системы по прежнему находятся в рабочем состоянии и используются в учебных целях. Территория огорожена и охраняется, но за небольшую плату можно договориться и пройти посмотреть.

Всего на момент посещения (сентябрь 2015) на аэродроме находилось около 20 машин.

Л-410УВП


Выпущен в январе 1980 года в Чехии. Предназначался для перевозки пассажиров, почты и грузов. Первый самолет иностранного производства допущенный к полетам в СССР. В 1994 году был перевезён на аэродром СГАУ.

Як-42


Произведен в 1976 году. На хранении с 1982 года. Используется сотрудниками СГАУ для проведении практик студентов. Самолёт частично работоспособен. По некоторой информации, этот борт был посажен на грунт в Смышляевке Героем Советского Союза Савицкой С.Е.

Ан-12Б


Выпущен в 1962, списан в декабре 1976. Причина списания - отработка назначенного ресурса по полетам. Сейчас служит учебным пособием, на нём проводят лабораторные работы студенты пятого курса факультета инженеров воздушного транспорта СГАУ.

Ту-104Е


Первый прототип Ту-104Е, изготовлен в 1959 году, списан в 1966. В 1960 году, экипаж летчика Ковалева установил на Ту-104Е последний для этого типа машины мировой рекорд, пролетев расстояние 2000 км с грузом 15т со средней скоростью 959,94 км/ч.

Ту-154Б-2


Один из наиболее работоспособных самолётов полигона. Выпущен в 1969, на хранении с 1975. Был первым из самолётов своего класса поднявшимся в воздух (первые два борта были разрушены на стадии испытаний). После уничтожения самолёта экспонировавшегося на ВВЦ остаётся единственным из сохранившихся опытных образцов. Используется для стажировки студентов 3-его курса факультета Инженеров воздушного транспорта.

Ту-154М


Выпущен в 1990 году. В 2013 году авиакомпания "Utair" передала СГАУ для учебных целей этот самолёт, у которого заканчивался срок эксплуатации. Воздушное судно прибыло на аэродром Безымянка 29 апреля 2013 года. 28 марта 2014 года экипаж лётчика-испытателя Рубена Есаяна выполнил уникальный перелёт на этом самолете с аэродрома Безымянка на находящуюся непосредственно рядом с ним посадочную площадку Смышляевка. Сложность перелёта была в том, что аэродром Смышляевка закрыт в 2012 году, а длина его ВПП (1200 м) почти вдвое меньше минимально необходимой длины ВПП для нормальной эксплуатации Ту-154М (2200 м).

Фото последней посадки - отсюда

Ту-144С


Первый полет совершил в 1975 году, на хранении с 1987. Участвовал в госиспытаниях, в ходе которых выполнил 50 полётов на 68ч. Возил почту. Закрыт для посещения даже для студентов СГАУ, хотя раньше внутрь водили экскурсии.

Ил-14М


Первый полет - 1957, списан в 1988. Преподаватели, персонал учебного аэродрома и студенты поддерживают самолет в исправном состоянии. Все системы самолета работоспособны. В июле 2013 года самолет вывешивался, проводилась гонка шасси и механизации, запускался правый двигатель. На этом самолете летал Министр обороны СССР Гречко.

Ли-2Т


Про него не нашлось никакой информации кроме годов выпуска модели 1939-1953

Ан-14 "Пчёлка"


Годы производства модели: 1965-1972. Находится на хранении с начала 2000-х.

Ан-2ТП


В эксплуатации с конца 1965 года, списан по отработке назначенного ресурса в 1988 году.


Произведен в 1966 году. В конце 1992г. самолёт был подарен Сыктывкарским авиапредприятием Самарскому авиационному институту в честь 50-летия ВУЗа.


Остальные самолеты произведены в конце 60-х и списаны в конце 80-х, начале 90-х.

Ми-24А


Модель выпускалась в 1971-1973 годах. Стал первым советским и вторым в мире специализированным боевым вертолётом. Имеет множество модификаций и экспортировался во многие страны мира. Этот аппарат прибыл на аэродром из ФГУП КБАС, где он работал по отработке самолетных посадочных систем.

Ми-2


Советский многоцелевой вертолёт. Производился в 1965-1992 годах. Модель успешно применялась как в гражданских, так и в военных целях. Находится на хранении, некоторые системы рабочие.

Ми-8Т(ТВ)


Изготовлен в 1973, списан в 1970, по причине выработки ресурса.

Ми-8Т(ТВ)


Изготовлен в 1974, списан в 1991. Причина - выработка ресурса.

Ми-8Т(ТВ)


Первый полет совершил в 1972. Ресурс закончился в 1988.

Ми-8Т(ТВ)


Изготовлен в 1974, списан по отработке назначенного ресурса в 1989.

Ми-8Т(ТВ)


Год выпуска 1974, списан в 1979.

Ми-6


В эксплуатации с 1964 по 1995 год. На момент списания имел самый большой итоговый налет среди Ми-6, около 21000 часов. Потерпел аварию в тайге в феврале 1982 года. При взлете попал в снежный вихрь. Экипаж допустил столкновение с деревьями вокруг площадки. Вертолет получил серьезные повреждения. При восстановлении был доукомплектован за счет списанных и аварийный бортов.

Так же на аэродроме стоит несколько единиц авто спецтехники.

Топливозаправщик

Пожарная

А вообще, на этом аэродроме мог получиться прекрасный музей гражданской авиации. Недалеко от города (с остановки ОТ около одного километра пешком), много интересных экспонатов, некоторые из которых уникальны. Те же 100-150 рублей, что берет охрана за вход - приемлемая цена за билет.

Пассажиру может показаться, что работа аэропорта - дело не хитрое. Пристыковал борт к «кишке» терминала, высадил (или посадил) людей, да просветил чемодан на рентгене.

На самом деле, для быстрого обслуживания самолетов, содержания взлетной полосы и обеспечения безопасности требуется целый парк различной техники. Большинство машин только на летном поле и увидишь - они делаются специально для аэропортов. За все годы работы этот спец-транспорт может ни разу не выехать в город.

При этом, около терминала - только со стороны взлетной полосы - движение такое, как в час-пик в городе. Все куда -то едут, что-то везут, толкают или тянут. Светофоров нет, но водители ухитряются не сталкиваться - говорят, сюда берут только очень опытных шоферов.

В «Домодедово » по случаю Дня воздушного флота согласились показать свои необычные машины в деле.

БОРЦЫ СО ЛЬДОМ

Лед - проблема не только для пешеходов и автомобилистов. Корка на крыльях и фюзеляже самолета опаснее, чем гололед для машины. Для тех, кто летает зимой, зрелище причудливой машины, обрабатывающей крылья авиалайнера специальной жидкостью, стало привычным.

Правильно такая техника называется «деайсер» (от английского de-icer). К грузовику с реагентами крепится мобильный кран. Оператор в кабине может подняться на высоту 5-этажного дома. Сверху он обрабатывает лайнер.

Сначала специалист горячей водой и специальной жидкостью под давлением смывает лед. Потом корпус самолета проливают другим средством, создающим защитный слой. Задача техника - не дать самолету обледенеть до самого взлета.

На одну обработку борта уходит около 200 литров жидкости. Состав не дешевый - стоит как хорошая водка.

В снегопад работать приходится быстро. Чтобы упростить жизнь оператору, он может рулить грузовиком на земле прямо из своей кабины наверху. Вот такое дистанционное управление.

СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ

Техника "деайсер". Для тех, кто летает зимой, зрелище причудливой машины, обрабатывающей крылья авиалайнера специальной жидкостью, стало привычным.

В каждом аэропорту есть парк машин сопровождения воздушных судов . Для профессионалов - Follow Me Car. Обычно их красят в яркие цвета, чтобы пилотам было проще заметить их еще издалека. На крыше таких авто крепят светодиодное табло. На нем светится подсказка для летчика, что тот должен следовать за транспортом.

Если посмотреть на летное поле сверху - то оно похоже на переплетение дорожек, ведущих в разные стороны. Пилот, который сел в каком-то аэропорту впервые, может банально заблудиться. Для этого и вызывают машины сопровождения.

Еще их используют при видимости меньше 400 метров, часто по ночам, при плохой видимости разметки.

Водитель спецмашины имеет две рации. По одной он общается с пилотами, по другой - с диспетчером аэропорта. За день транспорт сопровождения проезжает несколько сотен километров.

ЛЕСТНИЦА НА КОЛЕСАХ

Продувочная машина. Техника едет по взлетной полосе и мощным потоком воздуха сдувает любой мусор

Самоходный трап двигается почти бесшумно. На них сейчас в целях защиты экологии используют электродвигатели.

Управляется машина небольшим рулем, установленным наверху, прямо на пассажирской площадке. Водителю так проще сориентироваться и подъехать точно к двери.

Лестница рассчитана на разные самолеты - она поднимается на высоту от 2,2 до 5,9 метра. Чтобы ускорить посадку и высадку, трап выдерживает одновременно до 70 человек (или 6 тонн). Фактически, половина пассажиров самолета может встать на ступеньки, и техника выдержит.

ПЕРОННЫЙ АВТОБУС

Пассажирский транспорт в аэропорту мало похож на тот, что ездит по улицам городов. Его задача - перевозить людей на небольшие расстояния и обеспечивать быструю посадку и высадку пассажиров. Поэтому у автобусов большие широкие двери с обеих сторон, низкие полы и нестандартная ширина .

Перонный автобус со всех сторон окружен камерами - так водитель видит, что никого не забыл. Двери можно открыть самостоятельно снаружи, около входа сделаны сенсорные кнопки. Система не даст закрыть дверь, пока створке что-то мешает. Еще она блокирует движение автобуса, если хотя бы одна дверь открыта или закрыта не полностью.

Ширина автобуса: 3 метра, длина: 14. Это примерно в полтора раза больше, чем у обычного пассажирского транспорта. Еще пол находится близко к земле - транспорту не нужна высокая подвеска, так как на летном поле гарантированно нет ям или неровностей.

ТЯГАЧИ

В «Домодедово» работает настоящий тяжеловес - тягач может буксировать самолет массой до 600 тонн. Аэропорт купил этого «монстра» специально для перемещения самого большого в мире авиалайнера А380.

Отличительная особенность всех тягачей - небольшая высота. Это сделано специально, чтобы они могли спокойно проезжать под крыльями лайнеров.

Машины и сами по себе весят не мало. Масса аэродромного тягача - 55 тонн. Но при буксировке больших лайнеров его еще дополнительно утяжеляют специальными грузами до 70 тонн. Мощность двигателя этого силача - 408 лошадиных сил.

Для облегчения работы водителя в кабине стоит кондиционер и парктроник с камерой заднего вида. Для улучшения обзора кабина тягача может приподниматься или опускаться. На крыше стоит датчик, который не даст приподнятой кабине задеть самолет.

КЕЙТЕРИНГОВЫЙ АВТОЛИФТ

Аэродромный тягач. В «Домодедово» работает настоящий тяжеловес - тягач может буксировать самолет массой до 600 тонн

Понятно, что еду и прочие вещи в самолет заносят не по лестнице. Для этого сделаны специальные подъемники.

С помощью автолифтов на борт поднимается питание и различные расходные материалы (бумага, салфетки, освежители воздуха). Контейнер в вещами может подниматься на высоту от 3 до 8,4 метра.

С помощью такого оборудования припасы сгружают прямо на вторую палубу лайнера Airbus А380.

НОСИЛЬЩИКИ ЧЕМОДАНОВ

Вещи пассажиров, сданные в багаж, добираются до самолета при помощи двух машин. Первая - тягач для доставки багажа . Он везет чемоданы из терминала на небольших прицепах соединенных в автопоезд. Машина за раз может переместить до 25 тонн груза.

Дальше - уже в сам грузовой отсек лайнера - вещи поднимаются по самоходному ленточному транспортеру . Это длинная бегущая дорожка на колесах, которая доставляет чемоданы до грузчиков. Лента выдерживает целую тонну личных вещей.

Пока сумками пассажиров занимается техника, они остаются в безопасности. Но без ручного труда все-таки не обходится. В грузовом отсеке самолета чемоданы принимают люди. Вот на этом-то этапе обычно и отрываются ручки, ломаются молнии.

Грузчик может аккуратно положить чемодан, а может закинуть его подальше так, чтобы он ударился об стенку. Здесь ответственность за работу людей несет авиакомпания, а не аэропорт.

АЭРОДРОМНЫЕ КОММУНАЛЬЩИКИ

При любой погоде - хоть в буран, хоть в ураган - взлетная полоса должна быть чистой. И убирать надо быстро - нельзя же надолго запретить взлет и посадку, потому что летное поле замело.

Аэродромы держат у себя совершенно особые коммунальные машины. Обычные городские подметалки им бы не подошли.

Так, прицепная плужно-щеточная машина способна за раз очистить две полосы движения авто (это для сравнения). Длинная щетка сметает все на своем пути. Команда из 16 таких уборщиков за 15 минут очищает взлетную полосу шириной 70 метров и длиной 3,5 километра. Эх, такие бы темпы и на городские улицы.

Еще в Домодедово есть специальная продувочная машина . Фактически это гигантский фен на колесах. Техника едет по взлетной полосе и мощным потоком воздуха сдувает любой мусор. Оборудование гарантирует чистоту, если щетки что-то пропустят.

Зимой летное поле обрабатывают специальными реагентами. Они быстро плавят лед и при этом почти не воздействуют на металл - не хватало еще, чтобы фюзеляж разъедала химия.

На обычных дорогах такие составы тоже можно было бы использовать. Но они слишком дорогие.

После обработки полосы реагентами едет машина для замера коэффициента сцепления . Она показывает, как хорошо колеса будут цепляться за бетон при торможении.

На небольшом прицепе, катящемся за автомобилем, стоит измерительное колесо. Оно имитирует режим торможения шасси. Если окажется, что полоса слишком скользкая, диспетчер может вообще запретить посадку в аэропорту.